×
Traktatov.net » Главная удача жизни. Повесть об Александре Шлихтере » Читать онлайн
Страница 155 из 177 Настройки

— Ну, ладно, — добродушно заворчал Александр, прочесав бороду, — над кем бы ты подтрунивала, если б не я!

Он подошел, заглянул в кастрюлю.

— Что тут у тебя — скоро дело будет? Ты готовь побольше да повкуснее, раз Ульянов придет… может быть, и с Надеждой Константиновной.

— Они вдвоем здесь?

— Кажется. Кстати, тебе сообщили, что он теперь Иван Иванович?

Владимир Ильич появился, когда солнце коснулось колючих верхушек елей на западе. Шлихтеры услышали, как он веником тщательно обметал дорожную пыль с круглоносых ботинок. Отворив дверь, ожидали его в сенях. Переступив порог, он развел руками и с улыбкой проговорил:

— Что ж, не взыщите, но я снова к вам!

— Не взыщите и вы, дорогой Владимир Ильич, но вчера мы никак не могли быть дома, — взяв под руку, проводил его в комнату Шлихтер.

— Что в Питере? Я все-таки на сутки отстал здесь без связи. Позволите? — он повернулся к хозяйке, показывая, что хочет снять пиджак.

— Конечно, чувствуйте себя свободно. Как дома, — она кивнула на мужа, который был в застиранной домашней рубахе с подвернутыми рукавами.

Александр ответил кратко:

— Все на местах. Бумага на весь тираж приготовлена. Беспокоятся, как будут получаться стереотипы.

— Ну, батенька, Леонид Борисович знал, кого приглашать на работу. Вот Евгения Самойловна видела: не так ли?

— Да, профессионалы! А вы, кстати, почему сами не зашли вчера в типографию?

Ленин расхохотался.

— Догадались, значит? Но ничего: зато свой грим вчера я надежно испытал!

Он был в темном парике, в очках с круглой металлической оправой. Бритое лицо мало чем напоминало известного в эмиграции лысого человека с рыжеватой бородкой.

— Так рассказывайте, Александр Григорьевич.

— А вы садитесь, Владимир Ильич. Может, я сразу и на стол накрою? — предложила Евгения.

— Нет, нет! Надя меня накормила перед дорогой. Сначала — о деле.

Он не перебивал, и Александр рассказал все до малейших подробностей о типографии, о рабочих, о наиболее рациональных, на его взгляд, способах доставки газетных материалов… Хотел спросить: может, не нужно говорить столь пространно? Ведь многое известно и от Белякова — первого разведчика в местных типографиях, и от вездесущего Красина, и от непревзойденного мастера печатного дела Семена Енукидзе, который был у Ильича на «Вазе»… Да и Евгения совсем недавно в Петербурге имела обстоятельную беседу с Ильичей. Но вопрос так и не задал. Ясно же, накануне выпуска первого номера «Пролетария» Ленину необходим всесторонний анализ.

Наконец Александр умолк. Ильич прошелся по комнате, задумчиво глядя под ноги. Затем снова сел и заговорил с нескрываемой радостью:

— Ну что ж, «Пролетарий» нам удалось подготовить. Постановление большевистских делегатов Четвертого съезда партии выполнено. Пусть теперь меньшевики остаются со своим «Социал-демократом»!

Шлихтер, со свойственной ему сдержанностью, заметил:

— Однако первого номера еще нет…

— Это вопрос нескольких дней, Александр Григорьевич! Кстати, перед выпуском соберем на «Вазе» редколлегию газеты — вы оба обязательно будете. И знаете, Евгения Самойловна, буду предлагать редколлегии утвердить вас официально и техническим секретарем редакции, и корректором.