×
Traktatov.net » Эффективные коммуникации » Читать онлайн
Страница 56 из 103 Настройки

Необходимость двигаться быстро существует за свой собственный счет, сохраняя зарождающуюся внутри себя и саморазрушительную, постоянно растущую потребность в скорости. Слишком загруженные работники загружаются еще сильнее; менеджеры, и так думающие о кризисе, полностью сосредотачиваются на нем. В повседневной жизни многие из нас испытывают необходимость двигаться быстрее, и в результате мы молчим о разногласиях. Однако следует соблюдать осторожность, чтобы не попасть в нами же расставленную «ловушку скорости».

В конце концов, если нас больше всего волнует необходимость сохранить отношения или выполнить задачу как можно скорее, мы должны высказываться, а не скрывать свое несогласие. Иначе мы рискуем подорвать и отношения, и возможность выполнять работу[4].

В такую спираль попала Мария, менеджер проектов в фирме, занимающейся управленческим консалтингом. В начале первого проекта ее начальник, Макс, предложил несколько вариантов того, как ее команде следует сделать презентацию клиенту. Мария не считала такой подход лучшим, но Макс был партнером, и Мария оставила свои сомнения при себе. Позже, когда Макс обнаружил, что ее команде не удалось собрать некоторые необходимые ему данные, он сорвался и потребовал, чтобы Мария была строже по отношению к своей команде. Мария считала, что эти данные не относятся к делу и их поиск напрасно отнимет время. Но, мысленно сжав кулаки и зубы, она подчинилась начальнику.

Через несколько дней Мария и ее команда получили равнодушный ответ клиента, получившего данные. Позже Мария встретилась с Максом, чтобы обсудить следующие шаги. Она была убеждена, что лучше него понимает потребности клиента, и намеревалась изложить свой взгляд и объяснить ошибочность его подхода. Но Мария стала чувствовать себя очень некомфортно в присутствии Макса, поэтому, когда он начал критиковать работу ее команды, ей не хватило храбрости. Она снова подавила в себе сопротивление и решила сделать так, как сказал Макс. Каждый раз, когда она предпочитала смолчать, она испытывала все больший дискомфорт и спускалась по спирали молчания. В конце концов, она потеряла желание и возможность работать с Максом.

Жестокая ирония заключается в том, что она молчала в первую очередь для того, чтобы сохранить отношения с Максом. Мы молчим из страха разрушить отношения, но в конце концов молчание создает эмоциональную дистанцию, которая становится непреодолимой пропастью.

Именно это произошло с Шони, исследователем в области легочных заболеваний и реаниматологии. Когда мы беседовали с ним, он уже знал, куда ведет спираль молчания. Правин, научный сотрудник рангом выше, должен был следить за работой Шони. В обмен имя Правина появлялось в публикациях всех работ Шони. Стремясь максимально повысить производительность Шони, Правин постоянно давал ему инструкции. Шони раздражало, что им командуют, но он всегда делал как ему говорили и никогда не возражал. Однако со временем раздражение Шони росло, потому что Правин продолжал относиться к нему как к незнающему помощнику, а не высококвалифицированному коллеге. Однажды, когда Правин начал спрашивать у Шони, что тот делал в лаборатории накануне вечером, что-то внутри у Шони щелкнуло. Он по-прежнему ничего не сказал, но с того дня отказался сотрудничать с Правином. В следующей задаче они разделили работу и выполняли ее независимо.