×
Traktatov.net » Великая ложь. Теория любви: мифы и реальность. » Читать онлайн
Страница 152 из 178 Настройки

Так в чем же причина ревности? Соответствующий психологический настрой, соответствующий взгляд на свои права в области отношений полов, а вовсе не чрезмерная доверчивость или неустойчивость к психологическому давлению. Эти психологические черты способствуют возникновению ревности, но не порождают ее.

Ревность от ущемленности. Она, если верить теоретическим рассуждениям, возникает у лиц с завышенной или заниженной самооценкой. В этом случае «измена партнера ранит не столько сердце, сколько самолюбие». Ага! Значит, измена ранит в любом случае. Вопрос только куда попадает стрела ревности: в сердце или в самолюбие. Но если от измены ревность возникает всегда, причем здесь ущемленность как причина ревности? Ущемленность влияет на форму осознания ревности, а причина ее все та же: нарушение прав и обязанностей, выразившееся в измене.

Наконец, ревность вульгарис или обращенная. Механизм ее возникновения, обрисованный автором, приходится наблюдать довольно часто, и не только в семье. Это действие защитных механизмов психики. Допустим, некто обокрал фирму, в которой работает. Стыдно все-таки, а потому в психике возникает неприятное внутреннее напряжение. Снимается оно следующим образом: этот некто хватается за мысль, что все бизнесмены — воры, награбившие куда больше его, а обворованный им шеф — вообще ворюга первостатейный, который нигде своего не упустит. И быстро находит утешение: я, конечно, не ангел, но среди этих-то вполне белый и пушистый.

Ревность, названная обращенной, — результат той же самой психологической защиты. Поразвлекшись на стороне, муж чувствует свою вину и находит душевное успокоение, приписывая собственные грехи жене и женскому полу в целом. И источник этой ревности — все то же самое: сознание покушения на чужие права.

Как быть с ревностью?

Пока что в качестве лекарства прописывают моральные проповеди. Достаточно, как считает один из цитированных авторов, «сказать ревности: “Нет!”», поменьше прислушиваться к наговорам, побольше уважать друг друга — и проблема решена.

Кабы так! Существует наука и существует морализаторство — бич всех общественных наук и этики особенно. Морализатор выводит из собственного ума правила, как надо жить и пытается навязать их человечеству. Обычно его рекомендации прекрасны, но у них есть один маленький недостаток: они неосуществимы, поскольку не учитывают реалий жизни, а потому представляют из себя чистейшее пустословие, упражнения в краснобайстве и не более того.

Жизнь, отношения между людьми строятся и развиваются не по советам теоретиков, святых отцов или кого бы то ни было еще, а по своим внутренним законам. Ученый пытается постичь их, заглянуть на основе выявленных закономерностей в будущее и постараться вразумительно рассказать об этом людям — тогда развитие, становление новых отношений пойдет немного быстрее, противоречия будут разрешаться менее болезненно. В своих советах ученый, в отличие от морализатора, исходит не из того, что должно быть, не из прекрасных идей, а из того, что есть, из реальности и тенденций развития.