×
Traktatov.net » Великая ложь. Теория любви: мифы и реальность. » Читать онлайн
Страница 150 из 178 Настройки

Идя по такому пути, создаем вполне приличный научный труд, в котором ревность получит отражение во всем многообразии своих проявлений, и в то же время будет «приведена к общему знаменателю», несмотря на «всю ее многоликость».

Однако ничего похожего никем так до сих пор и не сделано. Вместо этого в книгах встречаем хаотическое нагромождение видов ревности, выделенных по самым различным соображениям. И бесконечные противоречия.

Ревность №1: «Когда. он чувствует охлаждение или интерес к кому-то другому, деспот, понимая, что его могут обокрасть, лишить собственности, начинает негодовать, бушевать, неистовствовать, угрожать, то есть проявлять агрессию по отношению к любимому. Такую ревность называют тиранической»{310}. Ревнивец такого типа — это «человек, считающий своего партнера капиталом, полученным в безраздельное и пожизненное пользование».

Ревность №2: «Другой вид ревности — это ревность от ущемленности, когда измена партнера ранит не столько сердце, сколько самолюбие»{311}. Здесь причина ревности — дефект личности, выражающийся как в завышенной, так и в заниженной самооценке. В одном случае «ревность замешана на гордыне», в другом — на комплексе неполноценности.

Ревность №3: «Иногда ревность становится продуктом культуры». Это когда она «привитая». Когда наговорили- нашептали, что «женщины все одинаковы и верить никому нельзя». «Здесь лучший литературный пример — Отелло»{312}.

Последний, «самый прозаичный вид» - «… ревность вульгарис, или обращенная — когда любовь прошла и людей связывает только общая недвижимость. К примеру, один из супругов, что неудивительно, может начать посматривать в поисках нового партнера, для начала хотя бы временного. Помышляя об адюльтера сам, становится подозрительным и в отношении своей половины, размышляя следующими образом: раз я ищу приключений на стороне, так, значит, и другой хочет того же»{313}.

Для начала замечание по поводу неряшливых формулировок. В теоретизированиях по поводу ревности №3 утверждается, что культура лишь «иногда» виновна в ее возникновении: когда ревность «привитая», когда она возникла в результате наговора. А ревность №1, в основе которой негодование, обусловленное покушением на собственность, — откуда это: от обезьян? Так у них собственности нет. А ревность №2, которая «замешана на гордыне» или является результатом заниженной самооценки — это тоже не из культуры, а из природы?

При выделении видов надо бы руководствоваться каким-то единым принципом. С точки зрения лесозаготовителя лес делится на три вида: молодой, спелый и перестойный. Здесь критерий — возраст. Можно сказать: в наших широтах растут деревья двух видов: хвойные и лиственные. Но поделить деревья на четыре вида: а) высокие, б) ядовитые, в) красивые и г) хвойные — было бы полной бессмыслицей. Однако виды ревности различаются именно так.

По существу, автор описывает четыре часто встречаемые «клинические картины» ревности, при анализе которых интересно обратить внимание: а) на источник ревности, б) на тип личности ревнивца, в) на подстрекательство и психологическое давление со стороны, г) на работу защитного механизма психики. Почему-то эти описания он называет выделением видов ревности и в следующей главе запутывается со своими видами окончательно.