Оставался последний вариант общепита в Магдагачи — узбекское кафе на рынке. О нем вспомнил кто-то из работников депо. Я вышел на окраину города и, расспрашивая прохожих, по ориентирам нашел рынок, который располагался в подвале пятиэтажки. Над лестницей, ведущей в подвал, была приколочена выцветшая табличка. Голубой краской на листе фанеры было начертано: «Торговый центр». Подвал фанерными перегородками разбили на отсеки, каждый из которых был занавешен шторой. Никаких вывесок.
Поочередно отодвигая занавески, я нашел кафе. На угловом диване за деревянным грубо сколоченным столом сидела женщина и смотрела телевизор. На обед предлагалось: хашлама на первое и самса с мясом на второе. Цена обеда в пределах хорошего городского бизнес-ланча. Пришлось довольствоваться тем, что есть.
На ночевку я решил устроиться у озера, километрах в трех от поселка. С одного берега — плотина и водозаборная станция. За стоком плотины — речка. В ней купались подростки, а рыбаки предпочитали правый берег. Перейдя по дамбе, я обогнул пляжи озера, на которых отдыхали семейные пары. У водозаборного узла долговязый мужчина обливал из пластикового ведра белый «Лексус». Мыть машину у водоема? Внутренне я его осуждал. Экологии это вредит. Но кто в этих краях задумывается об экологии? Рядом с сияющим чудом японского автопрома разгуливала женщина с детской коляской. Неподалеку дымил костерок из листвы — лучшее средство от надоедливой мошкары. «Мужчина, извините, — окликнул меня шофер „Лексуса“. — Я вас за день уже несколько раз в поселке видел. Вы путешествуете?»
Этот вопрос мне задавали очень часто. У меня выработалось несколько вариантов ответа, в зависимости от ситуации и времени, которым я располагал. Когда времени было достаточно, я подробно рассказывал об экспедиции. Если торопился, то ограничивался коротким комментарием или дарил открытку «Москва — Владивосток на электричках». По этой фразе легко найти информацию в сети. На этот раз я ответил, что путешествую, и рассказал о маршруте. «Может, вам помощь какая нужна? — предложил мужчина. — Если что, обращайтесь. Еще минут пятнадцать я здесь буду».
Чертовски приятно, когда незнакомые люди предлагают помощь просто так! У меня все было в порядке. В планах было найти место для стоянки на берегу озера, разбить палатку, искупаться и устроиться отдыхать. Мошка ела беспощадно, но противомоскитная куртка, сшитая из легкой сетки, спасала. Мошка и комары садятся на нее, но прокусить не могут: сетка неплотно прилегает к телу. Куртку лучше использовать вместе с такими же сетчатыми брюками. В таком комплекте на природе можно пробыть сколь угодно долго и отдыхать на берегу знойным днем, не опасаясь укусов насекомых.
Я разбил лагерь на берегу и устроился на ночлег. Вокруг было спокойно. Я даже подумал, как здорово все складывается. Знал же, что подобные мысли — предвестники беды. И впрямь, ночью произошли две неприятности.
Пока я спал, у меня украли носки. На растяжках от палатки, натянутых между деревьями, я развесил сушиться вещи после стирки. Из всех вещей украли только этот предмет одежды. Любопытно, что пара носок была приобретена мною за сто рублей. Все-таки Магдагачи забрали свою сотню. Хорошо, что таким способом.