Рассмотрим данный эффект на конкретном примере: подобная ситуация наблюдалась в России в 1996–1997 гг. Итак, если инфляция меньше роста процентной ставки, то к «запуску» очередного витка инфляции с депозитных сбережений получается больший по размеру реальный доход по сравнению с базовым периодом. Одновременно обесцениваются сбережения и базового периода, и прирост дохода. Именно поэтому ранее накопленные сбережения в депозитах не целесообразно использовать на потребительские цели. Если далее реальная процентная ставка принимает положительные значения, то происходит сокращение реального дохода на данный размер сбережений. Действие этого эффекта возникает, когда темпы инфляции сокращаются.
В российских условиях инвестиционная активность домохозяйств имеет следующий индикатор. По экспертным оценкам, доходы, связанные с инвестиционной деятельностью российских домохозяйств на финансовых рынках, представлены в источниках только 1 % граждан. В то же время, в статистическую выборку, как правило, не включаются домохозяйства с высоким уровнем дохода, обеспеченные слои населения. Присутствуют основания для утверждения, что граждане при опросах выделяют исключительно доходы в форме дивидендов и от продажи ценных бумаг, и не учитывают доходы от роста стоимости существующих у них в собственности активов.
Инвестиционный потенциал домохозяйств проявляется и в направлениях использования их доходов. Если рассматривать период с начала рыночных преобразований, то можно констатировать, что изменения коснулись и этих вопросов.
Во-первых, отметим дифференциацию домохозяйств в направлениях расходования средств, данное разграничение имеет определенную зависимость от их располагаемого дохода. В группе низкодоходных домохозяйств (10 %-й группе по децильной системе) расходы на питание составляют порядка 51 % бюджета, в то время как в высокодоходных домохозяйствах данный показатель составляет около 20 %; на непродовольственные товары тратится соответственно 15 % и 43 % [57, с. 240–241].
Во-вторых, повышается роль платных услуг в структуре расходов домохозяйств: с 200 г. значение данного показателя возросло почти в 5 раз. Доля фиксируется на уровне 25 % в структуре бюджета. Причин здесь несколько. Это и опережающий темп роста цен на услуги, и увеличение количества самих услуг, что вызвано как расширением и индивидуализацией удовлетворения потребностей, так и переводом ранее бюджетных услуг на платную основу. Последнее имеет самое непосредственное отношение к сферам здравоохранения и образования. В этих сферах рост расходов домохозяйств на много опережает рост их доходов. Аналогичная ситуация и с расходами на оплату услуг ЖКХ. В этой сфере изменение темпов роста цен имеет масштабные последствия в силу обязанностей и необходимости каждого нести эту финансовую нагрузку.
В-третьих, расходы домохозяйств на обязательные платежи и добровольные взносы изменились под воздействием ряда факторов. А 2009 г. стал своеобразным водоразделом, т. к. произошло сокращение этого показателя почти в 2 раза. Это связано с тем, что величина многих платежей (в виде взносов или штрафов) рассчитывается на основе МРОТ, размер которого относительно стабилен. Кроме того, и это отмечалось выше, «теневая» занятость и «теневые» доходы приводят к «выпадающим» бюджетным доходам, уменьшая налоговые отчисления. Как следствие, складывается следующая ситуация: налоги по официально прогнозируемым доходам увеличиваются, но сокращается их доля в объеме расходов домохозяйств.