И еще я думала, куда подевалась вся та нежность, которая присутствовала в прежних Юлиных письмах ко мне и вообще в прежних наших отношениях. После «Жены» я ей письмо не отдала и постаралась скрыть свою боль и обиду. Что посеешь, то и пожнешь, гласит народная мудрость. Я плакала и думала: что я посеяла не так? Я вспоминала всю нашу с ней жизнь – и понимала, что я, доведись мне все начать сначала, повторила бы все то же самое, за исключением каких-то мелочей. Я человек по природе ответственный, и я очень ответственно отнеслась к роли мамы. Что же я делала не так?
Наша жизнь не была легкой! Но у кого она бывает легкой? Всегда ли я была права? Наверняка нет: я живой человек. Но то, что мой ребенок никогда не был брошен в моих мыслях, и то, что я занималась ею прицельно и вдумчиво, – чистая правда.
Переступили
Наверное, главная Юлина обида – это мое неучастие в младенческой жизни внука. В свое время Юля отказалась детально разбираться в этой истории и решила оставить это время в прошлом, чтобы отношения восстановились. Знаю, что она долго ходила к психологу: возможно, психолог ей посоветовал перешагнуть и продолжать отношения. Дети ее тоже ходили к психологу. Это нечто новое и мне непонятное. Мне казалось, что откровенный разговор о том, что болит, с близким человеком, необязательно родным, естественнее и полезнее. Тем более что даже близкие люди не всегда верно оценивают поступки друг друга. Но если помогает психолог – дай бог. Нам стало легче общаться, а потом и вовсе все наладилось, возможно, с ее пониманием, что родители стареют и их можно потерять. Еще нас очень сблизила работа над спектаклем «Любовь, письма»: мы открыли друг в друге новые, незнакомые нам прежде профессиональные качества. И они вызвали у нас еще большее взаимное уважение.
Да, сейчас все изменилось и наладилось. Юля всегда была ответственным человеком, и она очень хорошая дочь. Она ничего не забывает, любую нашу просьбу, даже если очень занята, даже если это какая-то мелочь, не забудет и выполнит. Она тонкий человек и чувствует настроение других людей. Она большая умница, интересуется многими вещами и умеет о них интересно рассказать. В своей программе «Наедине со всеми», по которой так скучают зрители, Юля всегда раскрывала героев с неожиданной стороны – неожиданной, может быть, даже для них самих. Не потому, что они этих сторон за собой не знают, а потому, что согласились их приоткрыть. Так расположить к себе собеседника, особенно именитого, чтобы он захотел быть с тобой откровенным, понимая, что это увидят миллионы людей, способны редкие люди.
Юля все время ищет что-то новое, что будет интересно людям. Чем старше она становится, тем больше напоминает мне Володю в юности. И я думаю: может быть, в этом разгадка наших былых недопониманий? Мы с Володей – полярно разные люди и до сих пор зачастую не понимаем поступков друг друга, по-разному воспринимаем текущие события, словом, мы не «одна сатана». Я вижу, что мы оба, такие разные, уживаемся в Юле! С трудом понимаю, как это возможно.