Одновременно из Одессы вышла оперативная эскадра «Schwarzes Meer» под командованием контр-адмирала Клаусена. В состав надводной группировки входили оба старых броненосца – «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн» и четыре тяжелые канонерские лодки, «die schweres Kanonenboot». Их прикрывали самоходные десантные баржи с артиллерийским вооружением и итальянские торпедные катера.
Интересная история возникла с названием четвертой и последней в серии тяжелой немецкой канонерки. Артиллерийский корабль немцы назвали «Капитан цур зее Фольдаг» – в честь командира тяжелого крейсера «Блюхер». Во время вторжения в Норвегию 9 апреля 1940 года этот корабль принял бой с норвежским фортом Оскарсборг. «Блюхер» получил несколько попаданий 280-миллиметровых и 150-миллиметровых орудий, на борту вспыхнул сильный пожар. Добили немецкий тяжелый крейсер, головной в серии кораблей класса «Адмирал Хиппер», два попадания из береговых торпедных аппаратов. После взрыва в снарядных погребах корабль перевернулся и пошел ко дну. Неизвестно даже, сколько погибло на борту «Блюхера»: помимо команды он нес еще и армейский десант. По немецким данным, погибли 125 моряков и 122 солдата Вермахта из десанта. Капитан «цур зее Фольдаг» тяжело переживал гибель своего крейсера и даже хотел застрелиться. Но капитан ненадолго пережил свой корабль: 16 апреля 1940 года Генрих Фольдаг погиб в авиакатастрофе над Осло-Фьордом.
Оперативная эскадра взяла курс на мыс Сарыч, где на небольшом плацдарме располагалась советская радиолокационная станция. В любом случае для артиллеристов 35-й береговой батареи боевая работа уже началась.
Вперед вышли четыре канонерские лодки и открыли огонь из носовых двухорудийных башен. Снаряды чудовищного мегакалибра – 380 обрушились на берег. В ответ ударила батарея «шестидюймовок», отгоняя гитлеровцев. Немецкие корабли шли на большой скорости и вели огонь без корректировки – наугад. Потому и обстрел получился больше эффектный, чем эффективный. Фонтаны земли, дым и пламя взметнулись над русскими позициями, но особого ущерба они не нанесли. Все снаряды легли с перелетом.
Затем к берегу приблизились два немецких броненосца и дали несколько залпов из 280-миллиметровок главного калибра. «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн» были вынуждены приблизиться примерно на двадцать километров, а поэтому вошли в зону действия все той же береговой батареи. «Шлезиен» чуть замедлил ход для более точной наводки на береговую цель. И буквально тут же вокруг броненосца взметнулись всплески снарядов. Советские артиллеристы за два года обороны Севастополя прошли хорошую выучку! Вторым залпом «Шлезиен» схлопотал шестидюймовый снаряд в борт. Попадание было незначительным. Но сам факт заставил осторожного контр-адмирала Клаусена отойти мористее.
Немецкая эскадра взяла курс на мыс Херсонес.
– Докладывает вахта главного КДП. Командира батареи – срочно на главный командно-дальномерный пост!
Алексей быстрым шагом прошел по узкому коридору-патерне со сводчатым потолком и вскарабкался по вбитым в бетон скобам в боевую рубку линкора «Измаил», которая вырастала из скального массива. Оба командно-дальномерных поста 35-й батареи – главный и запасной – представляли собой высокие бронированные рубки линкоров, способные выдержать артобстрел четырнадцатидюймовыми снарядами вражеской артилерии или не менее мощную бомбежку Люфтваффе. И, что характерно, – выдерживали на протяжениии вот уже трех штурмов Севастополя.