Но и борьба против вас «старыми» методами и ставка на адмирала Колчака как диктатора не слишком помогли, иначе бы от Волги до Байкала не откатились. Но ваша победа здесь в конечном итоге окажется пирровой – белым катастрофически не хватало поддержки населения, которое слушало эсеров и других общественников, а тем – вооруженной силы и умения ее применять, что было в руках генералов. Теперь они смогут объединить свои усилия – и сразу две советские власти, народная и коммунистическая, начнут воевать между собою в здешних краях. Интересно, на кого поставят в этой ситуации букмекеры?
Ширямов насупился, заскрежетал корешками выбитых зубов – о таком крайне неприятном моменте он как-то не подумал. А ведь ситуация, как ни крути, паршивая. Он не понял последнего слова полковника, но по интонации догадался. Полной победы не будет, а когда вспыхнут восстания против продразверстки, белые тут же перейдут в наступление. И вот тогда их встретят как освободителей, с ликованием.
– Время позднее, – Крейчий усмехнулся, большевик понял, что тот уловил его эмоции, заглянул в душу, словно раскрытую книгу. – Вас сейчас отведут в штабной вагон, и мы побеседуем уже втроем – к нам присоединится доктор Благош. Поверьте мне на слово, «товарищ» Ширямов, разговор будет того стоить…
Глава шестая
6 февраля 1920 года
Иркутск,
Верховный правитель России
адмирал Колчак
– Нам нужно выиграть время, Александр Васильевич, любой ценой заставить большевиков принять решение оставить нас в покое на месяц-другой, хотя бы до конца апреля. Или убедить поверить их тому, что они нас могут добить в любой удобный для них момент. Вот посмотрите сюда, я тут набросал обстановку, что позволит втянуть их в изнурительную и отнюдь не безнадежную для нас войну.
Адмирал склонился над расстеленной на столе большой картой Российской империи. Уже, к сожалению, бывшей, и будет ли она возрождена в будущем, вот в чем вопрос. И сразу заметил два кружка неправильной формы, начертанных красным карандашом. Один опоясывал северное побережье Крымского полуострова, второй накрывал район станции Тайшет в шестистах верстах к северо-западу от Иркутска по железной дороге, которую, как он знал, уже заняли большевики.
– Затянуть войну чисто военными методами можно только одним способом, других я не вижу, как ни ломал голову за эти дни. Втянуть большевиков в позиционные бои, заставить раз за разом атаковать мощные оборонительные линии, что при нехватке у красных тяжелой артиллерии приведет к неоправданно большим потерям – силы у них ведь тоже не беспредельны, и в конечном итоге они выдохнутся!
– Насчет Крыма я не сомневаюсь, все же командовал три года тому назад Черноморским флотом. Перекоп узок, Татарский вал можно укрепить, за ним дефиле между озерами, Юшуньское, там можно создать вторую оборонительную позицию. Север прикрывает Сиваш, «гнилое море» почти непроходимо. Единственный путь на северо-востоке идет из Салькова, через который проложена железная дорога на Чонгар. Если тот укрепить, то атаки через мост и насыпь бесплодны. Арабатская стрелка бесполезна для прохода войск. К тому же флот у нас, он прикроет фланги на Азовском море с востока и в Карканитском заливе у Перекопа. Десант красных на побережье абсолютно неосуществим, за неимением у большевиков боевых кораблей. Хм, в этом что-то есть позитивное, а если использовать ресурсы Севастополя с его Морзаводом и большим числом брошенных старых броненосцев, котлы которых подорваны англичанами, поставить на позиции орудия береговой артиллерии, как в Порт-Артуре, обороняться можно долгое время. Очень долгое, хватило бы только запасов продовольствия и угля. Но вот здесь плохо – Крым совершенно беден внутренними ресурсами!