×
Traktatov.net » Русский Шерлок Холмс » Читать онлайн
Страница 68 из 128 Настройки

Ну, вот такой был сын своего времени… С одной стороны, взяточник, хапуга, частенько стряпавший липовые дела, с другой – и в самом деле отличный сыщик, успешно работавший не только в Москве, Яковлев часто выезжал в командировки и в другие города, так что, без преувеличений, был всероссийской знаменитостью.

В последние годы царствования Александра I звезда Яковлева закатилась. Времена пришли новые, более либеральные – за соблюдением «Закона о неделании пристрастных допросов и истязаний при следствиях» стали смотреть строже. Яковлева потихонечку спровадили в отставку с пенсией, и он несколько лет вел спокойную, небедную жизнь отставника, пока в 1831 году в шестьдесят лет не умер от свирепствовавшей тогда холеры…

Во времена Николая I большой известностью пользовался знаменитый московский сыщик Поляков, раскрывший немало серьезных преступлений и крупных афер. В силу некоторых обстоятельств его именовали еще и «самородком». Дело в том, что Поляков, хотя и дослужился за несомненные заслуги до пристава, образования не получил вообще никакого и был едва грамотен. Так что за всю его долгую службу все бумаги (за отдельное вознаграждение) вел опытный письмоводитель. Тем не менее Поляков много лет писал мемуары. Сохранись они, чтение, без всяких сомнений, было бы преинтереснейшее, да вот беда… По воспоминаниям современника, «форма их изложения так всецело расходится с законами грамотности и так противоречит грамматике, что лица, в руках которых эти записки побывали, наотрез отказались придавать им какую-нибудь литературную форму». Так что после смерти Полякова эти бумаги наверняка оказались выброшенными на помойку, а жаль…

О профессионализме «самородка» хорошо говорит один-единственный факт: уже во времена реформ Александра II молодые судебные следователи с университетским образованием, но без практического опыта много и часто обращались к отставному уже Полякову за советами и консультациями.

Можно еще упомянуть, что на службе Поляков сколотил себе капиталец в 200 000 рублей – еще один сын своего времени…

Его ученик, пристав Шидловский, тоже в свое время прославился как известный сыщик, специализировавшийся главным образом на крупных кражах, растратах и подлогах. В отставку вышел с капитальцем в 400 000 рублей…

Большой известностью пользовался и очередной «сыщик-любитель» пристав Хотинский. Человек умный и волевой, он, по воспоминаниям современников, знал наперечет всех московских воров, от крупных до мелкоты, знал все до одного притоны. И взял московский уголовный мир в такие ежовые рукавицы, что по первому слову пристава самые отпетые мазурики, не прекословя и не пытаясь отпираться, выкладывали похищенное – при том что Хотинский, уточню, рукоприкладством не пользовался, обходился, можно сказать, мягким и ненавязчивым увещеванием…

Самый знаменитый случай в служебной карьере Хотинского – история, случившаяся не с кем-нибудь, а с министром внутренних дел Тимашевым. Министр приехал в Москву повидаться с жившей там старушкой-матерью, а на другой день (человек был богомольный) пошел к обедне в Успенский собор. Вернувшись домой, он не обнаружил в карманах ни кошелька, ни блокнота с важными служебными записями, а главное – пропал и массивный золотой портсигар с выложенными бриллиантиками императорским вензелем и гербовым двуглавым орлом, наградной, полученной от самодержца…