Миллиардер отбросил палку и подставил лицо ветру.
– Я вспоминаю одну из наших тренерских сессий, – продолжил он после короткой паузы. – Это было в Швейцарии, в Люцерне. Это прекрасный город, поражающий своей красотой. Чистейшее озеро в обрамлении величественных озер… Сказочное место. Да. Как-то утром мы сидели с Заклинателем в его номере, он заказал чайник кипятка и тонко нарезанный лимон…
– Это должно быть интересно… – задумчиво вставил Художник, почесывая руку в том месте, где красовалась татуировка с цитатой Энди Уорхола[9]: «Я думаю, что люди не умирают. Они просто пропадают на шопинге в торговом центре».
Миллиардер никак не отреагировал на слова художника.
– Когда портье поставил поднос на стол, – продолжил он как ни в чем не бывало, – я поразился тому, как идеально все было сервировано. Серебро зеркальной чистоты. Изысканный фарфор. Даже в том, как были сложены салфетки, чувствовался самый высокий класс, который только можно представить. Но вершиной всего этого великолепия были лимонные дольки. Из них даже удалили семечки! Вне всякого сомнения, их нарезал мастер – человек, который уделяет внимание каждой мелочи в своем деле. Ведь правила сервировки не предусматривают таких тонкостей. Разве это не удивительно?
Миллиардер вдруг сорвался с места и сделал несколько манерных па, в которых угадывался тот же танец, который он исполнял в конференц-зале. Бизнес-леди и Художник переглянулись.
– Да, в этом отеле действительно очень заботятся о гостях, – произнесла Бизнес-леди, сделав вид, что ее нисколько не смущают подобные выходки магната. – И еще более удивительно, что обслуживающий персонал обычно не особо печется о мелочах.
– О, это касается не только обслуги, – улыбнулся миллиардер. – Поверхностное отношение проникло во все сферы, включая коммерцию и производство. Заклинатель называет это депрофессионализацией бизнеса. Люди, которые должны выполнять свою работу так, чтобы их клиенты возвращались к ним вновь и вновь, кажется, всеми силами стараются избавиться от заказчика. Те, кто обязан повышать свой профессионализм от одного заказа к другому, напротив, ухудшают качество обслуживания. Специалисты, чей карьерный рост и финансовый успех зависят от их индивидуальных усилий, делают все, чтобы избежать этого успеха.
Что делают все эти люди на работе? Они зависают в телефонах, смотрят бессмысленные видео, покупают в интернете какие-то ненужные вещи, ведут пустопорожние разговоры в чатах… Я не припомню времени, чтобы работники вели себя на службе столь расслабленно, и в то же время так уставали от работы. И я не припомню времени, когда специалисты допускали такое количество ошибок.
Миллиардер вновь схватился за обломок и указал на Трехшаговую Формулу Успеха.
– Лимонная долька, на мой взгляд, может стать прекрасной метафорой теории гранулярности. Высочайший профессионализм проявляется в пристальном внимании к мелочам. С них-то и надо начинать. Нужно делать все по-настоящему, что в профессии, что в личной жизни. Необходимо достичь глубины во всем – в ваших делах, мыслях и поступках. Я за здоровый перфекционизм. Я приветствую непреклонное стремление к тому, чтобы шаг за шагом двигаться к улучшению самого себя. Человек должен быть тем, кем способен стать – наилучшей, наисовершеннейшей версией себя. И это именно то, что я сейчас предлагаю двум хорошим людям, случайно оказавшимся со мной здесь, на пляже.