×
Traktatov.net » Князь Святослав » Читать онлайн
Страница 48 из 274 Настройки

Вот ты послал тиуна - верного твоего слугу, на конюшню. Однако его за твёрдость и преданность, умение ставить смерда на своё место, надо бы поощрить и возвысить. Нет вернее раба, поднятого над остальными рабами. У него ведь одна опора - власть тобой даденная, одно вожделение - заслужить благоволение своего господина. Наказав его, ты посеешь своеволие у смердов, упрочишь наглость у своих подданных, подточишь преданность своих слуг, подрубишь тот сук, на котором сидишь.

Святослав подумал и согласился:

- Да, тут я погорячился… Преданностью подданных надо дорожить. На начальника всегда наветы… Это, положим, так…

Он послал сказать Малуше, чтобы отменили его распоряжение, тиуна не наказывали, наоборот оказали бы ему ещё большее доверие.

- Не отрицаю домоседской мудрости своей матушки, - сказал Святослав, - вижу в земских делах её сноровку и твёрдость, тут она больше моего смыслит. Но приумножать свои богатства можно только тогда, когда опираешься на силу меча, вот чего не понимает матушка. Он есть верный друг отважного и истинного витязя.

- Вот уж истинно так, - сказал весело Калокир, ободрённый тем, что он одержал верх в споре о строгости со смердами.

Вскоре они отбыли в Киев.

А Улеб шёл к родне как раз на Колядки. Изрядно снежило. Ветер заворачивал полы шубняка, продувал спину. Ветер свистел в плетнях, кружился подле дворов.

Родичи его уже ждали. Дубовый стол занимал всю избу от красного угла до порога. На столе лежал огромный пирог, за которым сидя на лавке, прятался бородатый пращур. Дети вытягивали шеи, чтобы его увидеть и притворно спрашивали:

- А где же наш батька?

- А разве вы меня не видите, детки, - тоже притворно отвечал он.

- Нет, не видим, батька.

Из-за порога поднялся исполин отец. Он поднял руки к потолку и провозгласил:

- Дайте же, боги, чтобы никогда меня за пирогом не увидать.

Он выпрямился довольный и счастливый и продолжал:

- Пошли мне Сварог, чтобы и на следующий урожай не было видно меня из-за пирога. Уроди, Сварог, мне рожь и пшеницу и ячмень и овёс и гречу и лен и коноплю… И загони, Сварог, в мою верщу всякую рыбу: осётра и линя и щуку и налима и сома. И загони в моё перевесище на ловище и рысь и оленя и вепря.

- И выдру и хорька и песца и куницу и соболя и белку, - подсказывали женщины, опасаясь, что такую мелочь хозяин выпросить забудет.

Хозяин выпросил у Сварога и этих животных.

- И дай мне, Велес, много лошадей и коров и свиней… Пусть мой двор никогда не будет пуст.

- И коз, хороших коз с козлятками и овец с ягнятками и свинушек с поросятками, - продолжали женщины с упоением, - и ещё просим умножить курочек, гусей, уток…

Хозяин испросил у Велеса и домашнюю птицу.

- И меду, больше меду, грибов и ягод, - подсказали дети. - Меду с целую реку и ягод по кулаку.

Хозяин испросил у богов и меду и грибов и ягод.

Обряд Коляды кончился. Все шумно двинулись к столу. Младшие ближе к кути, старшие в красном углу, около домохозяина. Улеба усадили рядом с домохозяином, угостили на славу. Свет, идущий от печи, делал лица людей багровыми. Под полатями висела плошка с конопляным маслом, в котором засветили конопляный фитиль. По сосновым неструганым стенам задвигались тени. Хозяйка вывалила на стол ещё груду лепёшек, да ещё исполинский крендель, надрезанный в разных местах так, чтобы можно было вырвать кусок в любом месте. Домохозяин с треском разрезал огромный пирог с мясом и кашей и положил перед каждым по ломтю. Для взрослых поставили корчагу с хмельным мёдом, ногу медвежью, зажаренную на угольях, бок свиньи и варёных куриц. Перед детьми поставили на стол сладкое тесто на меду. Каждый хлебец изображал животного: или корову, или кабана, или медведя. Поставили корчаги с кашей в гусином сале, от них шёл пар. Ещё подали в глиняных плошках варёный горох с конопляным маслом.