И снова 1944 год, 9 мая, Копенгаген
Скромно одетый господин в очках, протянувший таможеннику билет на паром до Мальме, не привлек ничьего внимания. Хотя война завершалась (по слухам, немцы в Ганновере уже подписали капитуляцию, или вот-вот подпишут), нейтральная Швеция казалась куда более безопасным местом для всех. И конечно, более сытым.
– Цель вашей поездки, герр Фихте? – спросил шведский таможенник (поскольку паром уже считался территорией Шведского королевства). – Кстати, вы немец?
– Подданный Дании, – ответил пассажир, – родители были уроженцами Шлезвига. Еду в Стокгольм по служебным делам.
Где достойный герр служит, было ясно из его бумаг. Какой-то клерк среднего звена валенберговской конторы. В его саквояже, кроме туалетных принадлежностей и смены белья, не было ни ценностей, ни валюты, что обычно стремились взять с собой беглецы – лишь какие-то документы с цифрами, украшенные валенберговской печатью. Что ж, всем, и таможне, было известно, что фирма Валенберга, помимо благой цели спасения евреев от нацистского истребления, занималась еще и поставкой в Еврорейх потребительских товаров из нейтральных стран, и даже из Англии и США – конечно, выручка шла исключительно на помощь бедным и беглым евреям, но умные люди ведь все понимают! А война вовсе не отменяет долгов за товар или обязательств его поставить – так что отправка наиболее ценных бумаг в центральный офис не по почте, а с доверенным курьером выглядела вполне оправданной, и шведских законов никак не нарушала! Браунинг в кармане пассажира формально был под запретом – но ведь время сейчас очень неспокойное! Что стоит поступок русских – «в знак доброй воли» депортировать в Швецию взятых в плен «добровольцев», служивших в армии Еврорейха! Когда очень уважаемые газеты пишут, что эти люди на самом деле были преступниками – ворами, бандитами, убийцами, грабителями! И прежде не отличаясь законопослушностью, после службы в ваффен СС, они стали настолько оголтелыми головорезами, что не могут жить, никого не убивая – и целых три тысячи этих чудовищ уже находятся в Швеции. Боже, куда катится мир! Так что позволим этому господину, вполне мирного вида, иметь при себе оружие для самозащиты.
Человек занял место в каюте. Идея взять документы служащего конторы, а не обычный валенберговский паспорт, оказалась удачной. Проклятый швед роздал в Европе столько своих «Sweden-Pass», что наличие их у каждого сколько-нибудь значимого чина в рейхе стало секретом Полишинеля даже для обывателей, не говоря уже о разведках и полициях! И теперь шведы требуют от всех въезжающих по этим паспортам, страшно сказать, продемонстрировать факт обрезания! И заносят имена в особый реестр, на полицейском контроле. А служащий компании, судя по отметкам в бумагах, уже не раз совершающий подобные вояжи, это совсем другое дело!
И слава богу, таможенник не обратился ко мне на датском! Язык не то чтобы труден, но произношение очень оригинальное – как сказал один человек, если бы жо… умела разговаривать, она говорила бы по-датски. Впрочем, роль датского подданного – это лишь до Стокгольма, а может, и меньше. За подкладкой саквояжа есть документы совсем на другое имя и национальность. И лишь шелупонь возит деньги и ценности, когда есть банковские счета. На текущие расходы, например, открыт в стокгольмском банке «на предъявителя», и список в бумагах, которые этот осел принял за мирную бухгалтерию. Стоящую миллиарды – здесь хорошая доля от того, что награбил весь Еврорейх, и не только золото и валюта, но и произведения искусства, и компрометирующие бумаги, за которые иные из богатых и влиятельных личностей хорошо заплатят, и техдокументация на всякие интересные вещи, за которые тоже могут много дать. Все это лежало в сейфах швейцарских, шведских (и даже французских, голландских, бельгийских – вряд ли победители не станут уважать частную собственность, никак не связанную с рейхом) банков. А счета, пароли, вся информация – здесь!