Если бы она прочла книгу Башмачникова в юности и тогда поняла, что проблема не в ней, а в матери и бессмысленно брать на себя ответственность за чужие неврозы и грехи, то, наверное, не оказалась бы на грани алкоголизма. Если бы она тогда поняла, что жить по велению собственного сердца и ума не постыдный эгоизм, а нормальное состояние человека, то не вышла бы замуж за подонка. Многих ошибок удалось бы избежать, если бы книга вовремя попала к ней в руки, но и теперь прочесть ее оказалось не поздно.
Ах если бы, ах если бы… Как говорит Витя, кабы не кабы да не но, были бы мы богаты давно.
С ней что было, то было, прошлое не вернешь, ошибок не исправишь, но хотя бы теперь, прочитав книгу, она будет официально уверена, что ее методы воспитания – это не потакание и попустительство в погоне за дешевой популярностью, как определяет их ее мама, а нормальные отношения родителей и детей, так что, когда выговаривают, что разбаловала сыновей, можно не стыдливо краснеть, а прямо заявить, что правда на ее стороне и она ни за что не станет подрывать своим детям психику так, как мама сделала с ее собственной.
И вообще можно ограничить общение до минимума, не чувствуя себя при этом последней свиньей. Это не глубинная подлость, не свидетельство мерзости ее натуры, а всего лишь здоровое желание человека защититься от негативных эмоций. В конце концов, на риторический вопрос «откуда в тебе столько злости?» всегда есть вполне конкретный ответ откуда.
Человек имеет право защищаться, когда на него нападают. Поэтому фраза «ты достаточно уже разрушила мою психику и мою жизнь, больше я тебе делать этого не позволю» – это не меч, а щит. Она всего лишь отражает удар, который мог бы разрубить тебя пополам. Точнее, то, что от тебя осталось после предыдущих ударов, которые ты был не в силах парировать.
Михаил Семенович писал, что в особо тяжелых случаях бывает необходимо полностью прекратить отношения с родителями, чтобы зажить полноценной жизнью. Сначала это утверждение показалось Ирине перебором, но, стоя возле плиты и помешивая толокно для детской кашки, она подумала, что он, пожалуй, прав.
Взять хоть ее собственный опыт со свекровью от первого брака. Она пожалела Ольгу Степановну, разрешила ей влезть в свою семью, хоть никогда не испытывала удовольствия от этого знакомства, но пошла навстречу старой одинокой женщине и что получила взамен? Тяжелый удар по психике маленького Егора, рана от которого еще не факт что затянулась без следа, а для себя эклампсию – когда Ольга Степановна ворвалась на партсобрание и разразилась потоком ужасных оскорблений и обвинений Ирины в кошмарных злодеяниях, несовместимых с обликом нормального советского человека… Нет, от психопатов определенно лучше держаться подальше, даже если это твои собственные родители.
Не так давно они с Егором читали рассказы Алексея Константиновича Толстого про упыря и семью вурдалаков. Очень жизненно – если один такой вампир заводится в семье, то в итоге всех перекусает. У всех начнутся проблемы с головой.
Или с радиацией можно сравнить. Живет такой заряженный в семье, излучает потихонечку негативную энергию, и никто понять не может, в чем дело, почему среди домочадцев сплошные перекосы поведения и отношений, болезни и упадок сил?