Возможно, на него оказывали воздействие воспоминания о том, как несчастные животные гибли прямо о; на ходу. Кроме того, он считал неблагородным полагаться в таком ответственном деле на собак. Будто он желал достичь славы обманным путем. Изначально Скотт и его люди решили использовать и собак, и лошадей. Когда ему предстояло принять окончательное решение, он все же отказался от о. собак и оставил только лошадей. На последнем этапе о. люди повезут свою поклажу сами. Это было смелое, но фатальное решение. Однако, несмотря ни на что, Скотт верил, что именно этот путь принесет ему успех.
Снаряженный не без проблем «Терра Нова» взял курс на юг, к Антарктиде. Двадцать дней корабль оставался в ледяном плену, стоило ему вырваться, как погода стала стремительно ухудшаться.
Первыми сдались лошади. Едва люди высадились на лед, как умерли первые шесть животных — вероятнее всего, от холода, — некоторых пришлось застрелить, поскольку из-за них приходилось снижать темп продвижения к полюсу.
Реальность доказывала, что решение Скотта положиться на пони, а не на собак было ошибочным.
1 ноября 1911 года группа из пяти человек вышла на финальный отрезок пути к Южному полюсу. Условия были ужасными. Их мучали ветра, метели и снежная слепота. Не стоит забывать, что в отличие от людей Амундсена они везли груз на санях сами и не использовали собак.
Один из ярчайших примеров выносливости и силы. Однако люди преодолевали расстояние чрезвычайно медленно и слабели буквально с каждым шагом.
Тем не менее они боролись с погодой и невероятной усталостью. Климат здесь был не только холодный, но и влажный. Казалось, мороз пробирал до костей. Мрачное однообразие пейзажа не лучшим образом влияло на боевой дух. Осознание того, что вокруг, насколько хватало взгляда, лишь льды и впереди их не ждет теплый приют в доме, где можно расслабиться и отдохнуть, сводило людей с ума.
«Да, Южный полюс, — написал Скотт в своем дневнике, — но таким образом».
Каково же было их разочарование, когда впереди показалась палатка с флагом. Амундсен достиг Южного полюса на четыре недели раньше экспедиции Скотта.
Страшная новость для падающих от усталости людей.
В дневнике Скотта есть запись от 17 января, сообщающая, каким это стало тяжелым ударом: «Это был ужасный день. Ветер 4–5 миль при температуре —22 по Фаренгейту (—30 по Цельсию), замерзшие руки и ноги… Всемогущий Бог, что за ужасное место!»
Достижение Южного полюса было настоящим подвигом, но у них не было повода для праздника. Люди доели остатки пеммикана — прессованной смеси жира, овсянки, говядины, соли и сахара, — чтобы запастись силами для обратного пути.
Если приход к Южному полюсу вторым и раздосадовал Скотта, то очень скоро ему предстоит пережить такое, что горестные мысли развеются без следа.
Вскоре он окажется в настоящем аду.
История об экспедиции Скотта на Южный полюс стала легендой. Но иногда люди забывают о самом ужасном этапе — последних неделях их пути. Скотт был гордым человеком, и даже по записям в его дневнике, найденном прекрасно сохранившимся в снегу через несколько месяцев после смерти, видно, что он старается не унывать в тяжелом положении, постигшем команду на обратном пути.