×
Traktatov.net » Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города » Читать онлайн
Страница 66 из 164 Настройки

О музыке в школах заботились особо потому, что она являлась обязательной составной частью богослужения. Школьные хоры одновременно были, так сказать, церковными и регулярно принимали участие в похоронах. На «специальных», или «четвертных школьных погребениях» присутствовали только дьякон и несколько учащихся интерната. В «партикуляре», или «половинных школьных погребениях» принимали участие уже два дьякона, два учителя и масса учащихся. В «генеральных погребениях» участвовало всё духовенство, все учителя и учащиеся. О музыке на похоронах заботились канторы, являвшиеся одновременно и органистами церквей. В их обязанности входило также сочинение церковной музыки и композиций, заказываемых по случаю семейных праздников.


Шведская война и суверенитет


Позиция Фридриха Вильгельма в шведско-польской войне 1655–1660 годов была слабой, но всё же сильнее той, которую занимал его отец между Густавом Адольфом и Сигизмундом Ⅲ. Об особой политике Кёнигсберга на этот раз не было и речи. Благодаря Кёнигсбергскому договору>{62} от 17 января 1656 года курфюрст смог защитить город от осады, но ценой признания вассальной зависимости от Швеции. К этому прибавились связанные с каждой войной трудности, рост цен и нехватка товаров, расстройство торговли и увеличение налогов. Татарское нашествие>{63} осенью 1656 года породило волну нищих беженцев, устремившихся в город из Литвы и Польши, а с ними страх, горе и чуму. При всей этой беде курфюрст умело и расчётливо преследовал свою основную цель — стать суверенным правителем в Пруссии. Суверенитет был признан Швецией 20 ноября 1656 года договором в Лабиау, а 19 сентября 1657 года Польшей договором в Велау. Курфюрст сразу же принял меры, чтобы отстоять свой суверенитет и внутри страны. Назначив князя Радзивилла своим наместником, он тем самым показал, что не намерен оставлять управление герцогством муниципальным верховным советникам даже во время своего отсутствия. Через три недели после заключения Велауского договора он учредил высшую судебную инстанцию. Она заседала в замке и называлась Верховным апелляционным судом, или Трибуналом; до сих пор апелляции направлялись в Придворный суд в Варшаву и были популярной, но политически столь часто употребляемой во зло практикой. В 1659 году был учреждён ещё один княжеский суд — придворная Уголовная палата.

В понятие суверенитет обязательно входил военный суверенитет. Курфюрст был против того, чтобы муниципалитет Кёнигсберга приглашал на службу наёмников, и перевёл в город собственных солдат; точнее, не в город в границах городских укреплений, а приказал выстроить на левом берегу Прегеля у Голландского шлагбаума крепость Фридрихсбург, из которой он в любое время мог перекрыть реку и тем самым парализовать кёнигсбергскую морскую торговлю. Эту крепость он укомплектовал солдатами своей маленькой армии. Так в Кёнигсберге появился новый элемент: miles perpetuus, постоянное войско. Население ещё долго воспринимало присутствие княжеских солдат как притеснение. Три старых города вплоть до 1806 года были свободны от любой расквартировки военных. Военные части находились, даже когда их количество увеличилось, в пригородах и слободах. Первый комендант крепости Фридрихсбург был голландцем, второй долгое время служил в Голландской Индии. Он расширил крепость, возвёл в ней церковь — первую гарнизонную церковь Кёнигсберга. Крепость была горожанам бельмом в глазу, они находили всё новые доводы и причины для её сноса или хотя бы для отказа от «вербованных народов» и замены их на городское ополчение.