Цель
Моя цель уникальна – с помощью слов я делаю паузы тишины. Слова не имеют значения. Поэтому я могу говорить что-то противоречивое, абсурдное, несвязное, потому что моя цель – просто делать паузы. Слова вторичны, первично молчание между словами. Это просто средство для того, чтобы показать вам проблеск медитации. И как только вы узнаете, что такое для вас возможно, вы начнете путешествие к собственному существу.
Большинство людей этого мира считают невозможным пребывание ума в молчании. А раз они так считают, то и не пытаются. Дать людям ощутить вкус медитации – вот основная причина, побуждающая меня говорить. И поэтому я могу говорить вечно – неважно, что именно я говорю. Важно лишь, чтобы я дал вам шанс оказаться в молчании, – для вас самих поначалу это может быть труднодостижимо.
Я не могу привести вас к молчанию усилием, но могу создать средство, благодаря которому вы сами окажетесь в молчании спонтанно. Я что-то говорю, и посреди фразы, когда вы ожидаете ее продолжения, не следует ничего, кроме паузы. Ваш ум ожидает что-то услышать, ожидает, что что-то последует, и он не хочет этого упустить – естественно, он приходит в молчание. Что еще остается бедному уму? Если бы было заранее известно, в какие моменты я остановлюсь, если бы вам объявили заранее, что в такой-то момент я умолкну, то уму удавалось бы думать. Вы не смогли бы оказаться в молчании, вы бы знали: «Теперь, в этой точке, он будет молчать, и теперь я могу немного поболтать сам с собой». Но поскольку это происходит абсолютно внезапно… Я сам не знаю, почему в определенные моменты останавливаюсь.
Если бы нечто подобное происходило с любым другим оратором, его бы осуждали, потому что, раз оратор то и дело останавливается, значит, что он плохо подготовился. Это значит, что его память слабовата и он не всегда может подобрать подходящее слово. Но поскольку мы здесь не упражняемся в ораторском искусстве, меня это не волнует – меня волнуете вы.
И это касается не только собравшихся здесь, но и тех, кто далеко… В любой точке мира люди, которые будут слушать аудио– или видеозапись, придут в то же самое состояние молчания. И успех для меня не в том, чтобы вас в чем-то убедить. Я сочту, что добился успеха, если смогу вам передать настоящий вкус медитации, убедить вас, что медитация не вымысел, что состояние не-ума – не просто философская идея, что это реально и что вы сами способны на это и вам не нужно никаких особенных качеств.
Это – не обычные дискурсы или беседы. Меня не интересует никакая философия или политическая идеология. Мой интерес направлен непосредственно на вашу трансформацию.
В течение девяти лет я преподавал философию, и, обнаружив, что в ней нет ничего, кроме слов, я вошел в мир мистицизма. Там я обнаружил то, чего не хватало во всех философских течениях, во всех трактатах, посвященных логике. Но теперь проблема в том, что об этом невозможно рассказать. И, тем не менее, я говорю. Я все время говорю на протяжении последних тридцати лет – снова и снова, в надежде на то, что кто-то поймается в сети слов и вырвется из страдания, в котором тонет. Это все, на что способны слова. Они могут выдернуть вас из вашего мира логики, мира слов, вашего мира философии. Это тоже замечательно. Половина работы сделана, остальное можно сделать с помощью медитации.