Это очень хитрый способ выскользнуть из их контроля. Их опьяняет гудение, и вы выскальзываете.
Поэтому, выполняя Надабраму, помните: пусть тело и ум будут тотально вместе, но вы должны стать свидетелем. Сбегите от них – легко, неспешно, через заднюю дверь, без борьбы, без драки. Они опьянеют, а вы выходите и смотрите снаружи.
Таково значение английского слова ecstasy (экстаз) – «стоять снаружи». Стойте там и наблюдайте оттуда. Это такое умиротворение, это тишина, блаженство, благословение.
В этом весь секрет монотонного пения – вот почему к нему прибегают многие столетия. Нет ни одной религии, в которой не поют мантр. Но здесь есть и опасность. Если вы не выбрались наружу, не стали свидетелем, значит, что вы упустили всю суть. Если вы опьянели вместе с телом и умом, и ваша душа также погрузилась в опьянение, тогда пение превращается в наркотик. Тогда оно становится подобно транквилизатору – дарит вам хороший сон, не более того. Это колыбельная. В этом нет ничего дурного, но нет и ничего по-настоящему ценного.
Помните об этой ловушке: пение настолько прекрасно, что хочется потеряться. Если вы потерялись, это хорошо – вы насладились ритмом, внутренним ритмом, это было прекрасно, вам понравилось, но это было похоже на наркотическое опьянение. Пением, звуком вы создали в своем теле определенные наркотические вещества.
Гудение порождает изменения в биохимии тела, и эти изменения не отличаются от воздействия марихуаны или ЛСД. Когда-нибудь, когда будут проведены более глубокие исследования медитации, обнаружится, что монотонное пение вызывает изменения в биохимии, так же как воздержание от пищи.
После семи– или восьмидневного голодания человек чувствует себя очень приподнято, невесомо, радуется без причины, испытывает восторг – как будто бы все тяготившее его исчезло. В вашем теле происходят определенные химические изменения.
Я одинаково против как ЛСД, так и голодания. И если пение применяется как наркотик, я против него. Поэтому главное, о чем нужно помнить, – не следует использовать звук, пение, мантру как опьяняющее вещество для вашего существа. Пусть это опьяняюще действует на тело и на ум, но вы должны выскользнуть до того, как опьянеете, вы должны встать снаружи и наблюдать. Смотрите на то, как раскачивается ваше тело, на то, как ум чувствует себя очень, очень умиротворенно и спокойно. Наблюдайте снаружи и будьте бдительны, словно пламя.
Иначе вы хорошо выспитесь, но не более. Это будет полезно для вашего здоровья, но не для движения к предельному.
Поэтому – да, обратите внимание на Надабраму. И иногда, сидя в тишине, начинайте что-нибудь монотонно петь: можно «аум», или выберите что-то другое, любое слово и уловите его вибрации. Значение не важно: это может быть что-то бессмысленное, а может и со значением. У «аум» нет значения. Можете придумать собственную мантру и петь ее. Но помните, что из нее нужно выскользнуть.
Пусть тело опьянеет, пусть ум опьянеет, пусть они отправятся в романтическое путешествие друг с другом, а вы выскальзывайте. Не задерживайтесь там, иначе уснете. И тогда это будет не медитация. Медитация означает осознанность. Не забывайте!