×
Traktatov.net » Новая заря » Читать онлайн
Страница 42 из 123 Настройки

Бум! Бум! Бум!

Вновь вспухли белые облачка над шведской пехотой, собирая кровавую жатву.

Пехота подошла на триста шагов к противнику. Дмитрий сделал отмашку, и батарея полевых орудий замолчала. Изрядно разогревшиеся стволы начали охлаждать и чистить от нагара. Но мягко, бронза все-таки — не ровен час, и развальцуешь чисткой.

Пауза.

Московские легионеры застыли напротив шведских наемников.

Секунд на десять, не больше.

Именно это время было необходимо для того, чтобы зарядить 3-фунтовые «Единороги» дальней картечью.

Бах! Бах! Бах!

Окутался весь фронт беглым залпом трех с гаком десятков орудий.

Далековато для картечи. Но она дальняя… да по пехоте.

Пауза.

Полковые орудия стали перезаряжаться.

— Атакуйте! Атакуйте! Чего вы ждете? — крикнул Карл достаточно громко, чтобы его услышали. — Они же расстреляют вас!

Мгновение. И шведская пехота пришла в движение. Коробки пикинеров и мушкетеров медленно пошли вперед, ощетинившись пиками. Но выйти на дистанцию действенного огня им не удалось. Линейная пехота легиона открыла огонь. Компрессионные пули давали довольно существенное преимущество в дальности, а бумажные патроны — в скорострельности.

Залп.

Залп.

Залп.

Залп…

Перемежаемые беглой стрельбой 3-фунтовых «Единорогов».

Шведская пехота замерла.

Заколебалась.

Психологически очень сложно идти по трупам своих товарищей, многие из которых еще не совсем умерли. А местами даже стонут и матерятся. Да еще под таким плотным обстрелом.

Залп.

Залп.

Залп.

Работали легионеры словно механизмы.

Очередной удар полковых орудий.

И шведская пехота побежала. Даже у ее высокой стойкости есть технические пределы. Карл же молча развернулся и поскакал прочь — в Новгород. Битва была проиграна.

Глава 4

28 мая 1607 года, Новгород

Новость о разгроме Карла взбудоражила город до самых его основ. Тем более что король не стал задерживаться и, собрав остатки собственно шведского гарнизона, отправился к Нарве. Как говорят — собирать новую армию. На хозяйстве осталось только три князя: Иван Михайлович Воротынский, Андрей Васильевич Трубецкой и Андрей Васильевич Голицын. Яркие и видные представители Смутного времени. Те самые, что состояли в Семибоярщине. Впрочем, это знал только Дмитрий. Для остальных они были либо предатели, либо оппозиционеры, сражающиеся за правое дело. Тут все зависело от личных воззрений того, кто оценивал.

Вот эти трое и сели в крепости Новгорода при личных дружинах. Плюс — кое-кто из числа новгородских сторонников. Небольшие силы, прямо скажем. Отступать было некуда. Карл ясно дал понять: не удержат город — потеряют голову. А после того, что они увидели там, под Валдаем, уверенности в своих силах у них не было… Совсем… Особенно теперь, когда ушли шведы. С ними-то они, может, и продержались. Без них — оборона превращалась в прекрасный способ разозлить медведя перед обедом. Его обедом.

Горожане волновались.

«Шведский выбор» уже не выглядел таким интересным и перспективным. Да и угрюмое настроение князей было прекрасно видно. Люди предвкушали страшный разгром, который учинит сын Ивана Грозного. И думали, как поступить. Бежать ли из города или пойти — повиниться? Так и колебались…