Доллар как название является региональным вариантом популярной в Европе XVI–XVIII веков монеты — талера. Московский вариант массой 34 грамма из серебра 750-й пробы содержал 25,5 грамма чистого серебра, то есть был практически эквивалентен введенному в 1566 году рейхсталлеру (25,98 грамма чистого серебра), ставшего стандартной монетой Священной Римской империи. На что и был расчет. И да, кстати, проба явно указывалась на монете в виде весовой доли, дабы исключить разночтения и махинации.
Главная задача вводимой монетной системы — оживить оптовую торговлю как внутри страны, так и с иностранными контрагентами. Ну и противоречия со старой монетной системой не появлялось. Две старые копейки Елены Глинской составляли грош, десять — крону, сто — доллар, двести — рубль. То есть он поступил точно так же, как и его бабка в игре с «московкой» и «новгородкой».
Получалась следующая система (официально-неофициальная) серебряных монет:
— 1 денежка = 2 полушки
— 1 копейка = 2 денежки = 4 полушки
— 1 грош = 2 копейки = 4 денежки = 8 полушек
— 1 крона = 5 грошей = 10 копеек = 20 денежек = 40 полушек
— 1 доллар = 5 крон = 25 грошей = 50 копеек = 100 денежек = 200 полушек
— 1 рубль = 4 доллара = 20 крон = 100 грошей = 200 копеек = 400 денежек = 800 полушек
Кроме того, вводились вспомогательные монеты из золота и меди. Из-за энергично плавающего курса золота к серебру Дмитрий не стал связывать монеты из разных металлов номиналами.
Червонец представлял небольшую монету массой 3,5 грамма золота 980-й пробы, то есть являлся полноценной копией популярных уже не одно столетие золотых дукатов. Дмитрий прекрасно знал, что этот стандарт умудрился продержаться более семи веков, поэтому и не стал выделываться. 1 червонец соответствовал по курсу 1 к 11 примерно 50,3 грамма серебра 750-й пробы. То есть был примерно равен 7 кронам и 2 грошам, или 37 грошам. Империал был уже крупной золотой монетой в 17,5 грамма золота такой же 980-й пробы. То есть фактически имел номинал 5 червонцев, или 185 грошей (1,85 счетного рубля).
С медной монетой Дмитрий пока не стал возиться. Да, она была нужна, ибо без нее не развернуть внятной розничной торговли, особенно в сельском секторе. Но пока ресурсов и времени для ее чеканки у императора не имелось. Он и с остальными не справлялся в должном объеме, прежде всего озаботившись кронами и долларами как наиболее подходящими монетами в оптовой торговле. Даже гроши чеканились по остаточному признаку. Поэтому медная монета была запланирована как проект — на будущее.