×
Traktatov.net » Иллюзия. Цена – жизнь » Читать онлайн
Страница 41 из 107 Настройки

17 ноября 1999 года в Стамбуле Россия вынуждена была подписать с Грузией унизительное соглашение. Она обязалась в кратчайшие сроки, к 1 июлю 2001 года, вывести свои войска и боевую технику с двух из четырех баз, размещенных на ее территории. Со 137-й, находящейся в Вазиани, и с 50-й, что размещалась в Гудауте (Рес. Абхазия. — Авт.).

Вывод российских войск из Грузии скорее напоминал паническое бегство. 31 танк Т-72, 70 бронированных машин, бронетраспортеров и БМП, а также 16 артиллерийских орудий большого калибра под контролем ОБСЕ были в несколько приемов вывезены из пригорода Тбилиси. А затем через порт Поти доставлены в Россию. Покинули территорию военного городка в Вазиани и 783 солдата и офицера, составлявших личный состав 137-й военной базы.

С 50-й базой в Гудауте произошел сбой. Местное население заблокировало все идущие из нее выезды. «Народные посты» круглосуточно дежурили на автомобильных развязках и железнодорожной станции примыкания «Гудаута». На многочисленных митингах ораторы заявляли: «Российские войска — гарант нашего спокойствия».

Заместитель командующего ВДВ по миротворческим операциям генерал-лейтенант А. Попов, которому было поручено вывести базу из Абхазии, на претензии грузинской стороны и представителей ОБСЕ заявлял: «По людям мы выходить не будем». Из Москвы ему вторил начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО России генерал— полковник Л. Ивашов: «Выходить с боями мы не станем, взрывать свою технику тоже», — и переложил проблему с выводом базы на грузинскую сторону. (В. Литовкин. На месте шагом марш! // Гражданское общество. № 12, июль 2001 г. Республика Абхазия).

В соответствии со стамбульскими соглашениями на Грузию возлагались функции, связанные с «обеспечением беспрепятственного и безопасного вывода российских войск с территории Грузии». В отношении 50-й базы МО России она не могла выполнить данного требования. Де-юре Абхазия являлась составной частью Грузии, а де-факто она существовала как независимое государство. Позиция ее президента Ардзинбы и народа выражалась в простой формуле: «Путь в Грузию — путь к войне. Путь в Россию — путь к миру».

Ситуация с 50-й базой зависла, и тогда Шеварднадзе со своими покровителями с Запада надавили на Ельцина с другой стороны. Они потребовали радикального сокращения личного состава и боевой техники на двух оставшихся базах — 12-й, дислоцировавшейся в окрестностях столицы автономной Республики Аджария — Батуми и 62-й, располагавшейся в Ахалкалаки (регион Джавахетия).

В то время когда ельцинская Россия сдавала одну за другой свои внешнеполитические позиции, в т. ч. и в Грузии, в ее внутренней жизни произошло одно, казалось бы, рядовое событие — на посту премьер-министра Сергея Степашина сменил мало кому известный Владимир Путин. Выходец из некогда абсолютно закрытой структуры — КГБ, внешне скромный, производящий впечатление застенчивого человека, и совершенно непохожий на титана, способного вытащить Россию из трясины множества неподъемных проблем, он не вызвал особого интереса у заматеревших политиков. Более того, у многих сложилось впечатление, что Ельцин и его семья, за спинами которых стояла «семибанкирщина»: Б. Березовский, В. Гусинский, А. Смоленский, М. Ходорковский, Р. Абрамович, М. Фридман, П. Авен и другие хищники поменьше, посадили в кресло премьера очередного временщика, чтобы за его спиной продолжать и дальше обделывать свои темные, грязные дела.