Подводная лодка А-2. То же время и место
Ну вот сколько нас потомки учили? Долго еще в советском подплаве будут говорить «лазаревская школа» как признак качества. На тренажерах десятки, даже сотни раз отрабатывали выход в атаку на вражескую эскадру или конвой. И в завершение очень часто происходил «выход босса», как говорил Адмирал, или ассистировавший ему кап-3 Мамаев – внезапно появлялась лодка-охотник, причем иногда с очень неудобным ракурсом и дистанцией. И на возражения, что нет пока в иностранных флотах ничего подобного, ответ был обычный: сейчас нет, завтра появится, и что тогда вы будете делать?
Что такие охотники в будущем станут для подводников самым опасным противником, это Видяев усвоил четко. И сам иногда играл за «босса» на тренажере. Усвоив заодно, что у дизельной лодки перед атомариной единственный плюс – полная тишина до начала атаки, и первый ход как в шахматной партии – оказаться в этот момент от «босса» на дистанции досягаемости его торпед будет столь же опасно, как на минном поле. Но если дизелюха вынуждена менять позицию и выдаст себя – то тут у атомной все преимущества, поскольку скорость больше в разы и экономить заряд батареи (а при длительной дуэли и воздух) совершенно не надо, ну а всплывать, чтобы подзарядиться и вдохнуть, когда враг рядом, – это верная смерть. И вот, акустик не подвел – сигнал и третья отметка на тактическом планшете, в дополнение к французу и танкеру, – это кто тут нас караулит?
Мы ведь пока никого еще не потопили. В октябре был короткий отдых на Камчатке (относительный, поскольку пришлось все механизмы и конструкции осматривать, проверять, все ли в порядке после перехода подо льдами через всю Арктику) и бросок в южные моря. Прикрывали наших во время десанта на Хайнань – вдруг американцы вмешаются, тогда пришлось бы их бить. Но янки к Хайнаню не пришли, зато высадились в Сайгоне, и еще к Шанхаю пригнали целый флот, одновременно с обострением на китайском фронте. Так что А-2 и А-4 перешли севернее, за американской эскадрой наблюдать. И вот удачно приняли сообщение с «Камы-2» (аналог немецкого «Голиафа», станции на сверхдлинных волнах, специально для связи с лодками под водой), построенной под Владивостоком лишь год назад. Французы наших бьют – значит, быть «Алжиру» в роли аргентинца «Бельграно» (поскольку Видяев в Тайну был еще в сорок втором посвящен, то интересоваться военно-морской историей будущего мира ему было дозволено). Лишь сначала разберемся, кто там нас стережет. Советских лодок тут быть не может, и Бочаров на А-4 раньше нас никак бы не успел. Северокитайцы и корейцы (у КНДР есть дивизион, четыре штуки «двадцать первых бис») тоже, мы бы о том знали. У японцев сейчас ВМФ нет вообще, гоминьдановцы лодок не имеют. Могут быть филиппинцы или тайцы, по дешевке получившие от США лодки тип «балао» военной постройки. Но скорее всего, американцы – в их эскадре лодки есть, причем новейшие, тип «Тэнг», примерно соответствуют ранним «двадцать первым». Нет, мы не звери, первыми вас топить в мирное время, может, вы просто мимо проходили. Обойдем вас по широкой дуге и займемся французом.