Первое помещение, в которое попадал арестант, — кордегардия, т. е. караульное помещение. В ней находилась наружная охрана тюрьмы. Когда проводили нового арестанта через кордегардию, солдатам давалась команда повернуться лицом к стене. Им не разрешалось видеть узника.
Из кордегардии арестант поступал в приемную, где узника подвергали тщательному осмотру. При этом в обязательном порядке присутствовал смотритель тюрьмы.
После переодевания смотритель читал арестанту правила поведения. В тюрьме запрещалось разговаривать, свистеть, чертить на стенах, делать пометки в книгах. За нарушение правил могли лишить переписки с родными, прогулок, заключить в карцер, надеть смирительную рубашку…
Из приемной арестант попадал в тюремный коридор. В нем с одной стороны были расположены окна, выходящие в тюремный дворик. Переплеты рам были железные, а стекла — матовые.
В тюрьме было порядка 70 камер одиночного заключения, одинаковых по планировке и размерам.
Сводчатый потолок, асфальтовый пол. Окно расположено высоко. Оно выходило на крепостную стену. Рамы окна были двойные, железные. Окно пропускало мало света.
Вырваться из Петропавловской крепости было невозможно. За 200 лет существования политической тюрьмы из нее не удалось убежать ни одному узнику[106].
Новгородцы в 1323 г. на небольшом острове у Ладожского озера заложили свою крепость — Орешек. Под защитой Орешка в истоке Невы рос город. Однако в ходе войн со Швецией Орешек России пришлось сдать: в 1617 г. по условиям Столбовского договора город отошел к неприятелю.
Крепость свыше 90 лет жила вне России (под чужим именем Нотенбург). В 1702 г. русские войска вернули России крепость навсегда. Петр I переименовал крепость в Шлиссельбург, что означает Ключ-город, и превратил ее в военный оплот против шведов. Шлиссельбургская крепость постоянно и заботливо укреплялась. Внутри крепости со стороны Ладожского озера находился центр оборонительного сооружения — цитадель, или Секретный замок. После основания Санкт-Петербурга роль Шлиссельбургской крепости, как стратегического форпоста, несколько уменьшилась.
Однако в 1756–1758 гг. по проекту инженера Миниха обветшалые укрепления крепости переделали, а количество орудий увеличили.
Крепость еще отстраивалась, когда сюда привезли первого политического узника. Им оказалась царевна Мария Алексеевна, участница заговора царевича Алексея против своего отца — Петра I. Следующие цари не забыли «удобств» Шлиссельбургской крепости. В 1730 г. туда был доставлен под конвоем князь Д. М. Голицин, глава Верховного Совета, который пытался ограничить самодержавную власть новой императрицы Анны Иоанновны.
В 1739 г. Шлиссельбургская крепость приняла князей Долгоруких, а ровно через год — виновника их пыток и смерти курляндского герцога Эрнста Бирона. В крепости в течение восьми лет содержался под стражей, а затем в 1764 г. был убит принц Иоанн Антонович, он же император Иван VI.
Во второй половине XVIII в. количество заключенных в Шлиссельбургской крепости значительно увеличилось. Его основную часть составляли представители народа.