Защищать себя от преследования или неподобающего обращения – значит установить определенные стандарты, провести границу и сказать: «С этим я могу примириться, а вот этого не потерплю» или «Вот так я еще позволю обращаться со мной, а так – ни в коем случае».
Защищать себя от преследования или неподобающего обращения – значит твердо стоять на определенных позициях. Твердость понадобится вам, чтобы отстаивать свои принципы:
• «Я не позволю, чтобы со мной так говорили».
• «Если вы будут мне угрожать и хамить, я уйду».
• «Мне не нравится, когда меня запирают в темном шкафу, и мне придется сообщить об этом в профсоюз/боссу/в полицию/в комитет по охране труда/моей маме».
Если вас продолжают доставать, прибегните к тактике заезженной пластинки и повторяйте: «Мне не нравится, когда со мной так обращаются. Мне не нравится, когда со мной так обращаются. Мне не нравится, когда со мной так обращаются». Не теряйте самообладания, иначе те, кто вас преследуют, будут считать, что они победили. Просто уйдите.
Правило 8.9. Старайтесь оценить ситуацию объективно
Если вы чувствуете, что на работе вас преследуют, оскорбляют и изводят, то можно вести себя одним из следующих способов:
• уволиться;
• пожаловаться;
• каждый раз давать отпор и злиться;
• молчать;
• как-то разрешить ситуацию.
Какой способ вы выберете, зависит только от вас. В любом случае, прежде чем реагировать, подумайте, как это скажется на ваших долгосрочных планах. Как, например, будет выглядеть упоминание о судебном разбирательстве или об увольнении в вашем резюме, и как это повлияет на вашу карьеру? Я не говорю, что нужно терпеть любую несправедливость только ради того, чтобы двигаться вперед. Нет, ничего подобного. Я просто призываю вас оценивать каждую конкретную ситуацию объективно.
Один из моих бывших боссов завел привычку насмехаться надо мной, причем делал он это довольно издевательски. Он решил, что на мне может срывать свое дурное настроение и пинать меня как мячик как когда ему заблагорассудится. Любопытно, что чаще всего он развлекался таким образом после обеда с обильной выпивкой. Поскольку я тогда был еще совсем молодым работником, выбора у меня практически не было – я мог либо уволиться, либо доложить обо всем вышестоящему начальству. Однако главный босс был его лучшим другом. Если бы я пожаловался, то навредил бы себе еще больше. Мне нужна была работа, и я не хотел уходить. Поэтому мне пришлось прибегнуть к хитрости: когда в очередной раз он стал меня отчитывать – с издевками, не выбирая выражений, – я устроил так, что это случилось в присутствии нашего главного клиента.
Мой начальник не знал, что тот все слышит. Клиент пришел в ярость и выдал боссу по первое число. Он отчитал его, не стесняясь в выражениях, сказал, что так обращаться с подчиненными недопустимо, и попросил меня сразу же сообщить ему, если нечто подобное повторится. При этом он пригрозил, что больше не будет пользоваться нашими услугами. Надо добавить, что заказы его фирмы приносили нам примерно 70 % оборота.
Боссу ничего не оставалось, как извиниться передо мной в присутствии этого клиента. Больше он меня не доставал. Я считал, что поступил правильно. Прошло совсем немного времени, и он вновь сорвался, нахамив еще одному молодому сотруднику. После этого его наконец уволили, а я помахал ему рукой и подмигнул на прощанье.