– А почему «почти»? – тупо спросил Андрей, до которого, похоже, еще не дошел общий смысл заданного вопроса.
– Потому что в первый раз я делал это, будучи вот таким же мулом, – и кларианец кивнул подбородком в сторону каравана, – поэтому ничего не понял и ничего не запомнил. А вот остальные три я пребывал в более адекватном состоянии. И потому могу поделиться кое-каким опытом.
– Хм-м-м… и что тогда ты посоветуешь?
– Я посоветую на следующем привале собрать акционеров и обсудить этот вопрос. Есть что им сказать?
– Н-н… нет! – землянин вздохнул. – Я это как-то упустил. То есть до твоих слов все было просто – приходим, разворачиваем лагерь и начинаем оборудование позиций стационаров. А как только заканчиваем – я сразу же отправляюсь в портал просить о помощи…
– А где ты собираешься ставить стационары?
– Ну, мы же делали прикидки по периметру… – неуверенно произнес Андрей.
Кларинец сокрушенно вздохнул.
– Вот удивляюсь я тебе. Ты хоть помнишь, что у трех из них ресурса практически нет? И ты собираешься ставить их на свой будущий периметр? Да они же сдохнут на первой же волне! И в периметре тут же появятся дыры. Потому что на их место уже ничего не поставить. Занято будет место-то. А будет ли время на демонтаж – никто сказать не может. Скорее всего, нет.
– А как надо? – насупился землянин. – Ты толком говори, а не просто ругай…
– Ох, горе мое, – вздохнул Ксагриф. – Ладно, слушай…
14
– Это последние, – сообщил Акин, кивнув в сторону штабеля контейнеров. – И еще надо будет отконвоировать в медцентр троих раненых.
– Тяжелые? – уточнил Андрей.
Старый бродник скривился и кивнул. После чего вздохнул:
– У меня не раненых только половина команды осталась. А ведь мы еще даже портал не открывали…
Тот разговор с кларианцем хорошо прочистил землянину мозги. Как выяснилось, он сам попал в ту же логическую ловушку, в которой упрекал акционеров. Только наоборот. То есть если они отнеслись к организации поселения с порталом точно так же, как и к организации обычного поселения, он отчего-то решил, что из опыта организации этих обычных поселений ничего брать не стоит. Мол, у нас все по-своему, то есть уникально. Так что придем, быстренько установим портал и начнем таскать оттуда ништяки, за счет чего все у всех и выиграем. Потому как ничего лучше придумать просто невозможно.
И лишь после разговора с Ксагрифом до него дошло, что это не так. Более того: если делать все именно так, как Андрей себе напридумывал – это прямая дорога к эпическому краху. Эпическому, потому что, как выяснилось, землянин поначалу вообще собирался оставить портал открытым на все время своих переговоров с властями на Земле. А этого люди в Коме точно не пережили бы. Потому как открытый портал фонит как не менее чем сотня устойчивых портальных форм хасса типа тех, что он тренировал на ближних болотах.
– И ладно еще нас сожрут, – ухмыляясь, рассказывал кларианец, – представь себе, что начнется в том самом городе с тринадцатью миллионами жителей, когда в него вырвутся твари Кома!
Андрей представил, после чего вздрогнул и испуганно уставился на собеседника.