Сложно сказать, сколько времени будет длиться эта стадия. Подобное состояние всегда требует огромной внутренней силы, мощных ресурсов. На этом подъеме нужно удержаться. Рано или поздно наступает следующая стадия.
Когда в северных широтах по весне тает снег, на земле обнаруживается масса грязи и мусора. То же самое происходит и с внутренним миром человека. Когда энергетическая волна отходит, оголяя несовершенную картину мира человека, его как бы отбрасывает вниз, в низшее бессознательное. Причем эта точка может быть намного ниже предыдущей. Вспомним Воланда, который говорит: «Я люблю сидеть низко, с низкого не так больно падать».
Действительно, чем сильнее было состояние радости и кажущейся гармонии, тем сложнее возвращаться к своим проблемам. Человек понимает, что та картина мира, которую он придумал, была далеко не идеальной. Сложно сказать, как происходит это разочарование, но человек сам понимает, что если его удалось выбить из его прежнего состояния, его вера была не столь сильна. Он испытывает апатию, страх, тревогу, бессилие и одиночество. И по-прежнему один на один остается с вопросами об устройстве мира и своем месте в нем…
Пока не найден основной смысл, все остальные – бытовые смыслы – не имеют большого значения.
Что чувствуют его близкие, когда они видят, как родственника кидает из стороны в сторону: плохо – хорошо – плохо? А у психиатров уже не остается сомнений в диагнозе, поскольку смена депрессивных и маниакальных состояний очевидна.
На данной стадии человек уже понимает, что необходимым условием и ценой, которую нужно платить за самопостижение, является радикальное преображение и обновление личности. А это значит, что быстро и безболезненно – вот так, на щелчок! – найти устойчивую картину мира нельзя. Путь для того и существует, чтобы по нему идти.
Поиск продолжается, но человек будет очень аккуратен, прежде чем выбрать какую-то картину мира как основную для себя.
Ассаджиоли, описывая эти стадии, указывает, что человек напоминает гусеницу, которая превращается в бабочку. Насекомое при этом проходит через стадию «куколки» – беспомощное состояние разложения на составные части. Но бабочка эти трансформации проходит в защитном коконе. А человек переживает их «на живую», не имея в процессе преображения уединенных и спокойных условий.
Несомненно, длительность каждого этапа, особенности его протекания и качество эмоциональных состояний будут зависеть от индивидуальных особенностей человека.
Несмотря на то, что Ассаджиоли очерчивает только эти четыре стадии, можно предположить, что описанные процессы могут характеризоваться цикличностью, перед тем как человек обретет стабильность в своем эмоциональном состоянии и душевную гармонию[281]. Впоследствии это даст ему возможность начать формировать свое мировоззрение, целостную и прочувственную картину мира.
Очевидно, что находящимся на разных этапах сложно и даже практически невозможно понять друг друга. Почему? Люди употребляют одинаковые слова, но за ними стоит разный опыт, а следовательно, разный смысл. И, наоборот, все это роднит тех, кто пережил сходные состояния; между ними возникает понимание и сопереживание.