На Северном фронте их существовало уже шесть:
3 по 2 офицера + 55 нижних чинов;
3 по 5 офицеров + 125 нижних чинов + 2 пулемета;
В ноябре:
+ 1 по 11 офицеров + 293 всадника + 1 пулемет + 27 вьюков.
На Западном фронте:
2 конных по 3 офицера + 70–80 н. ч.
4 партизанских по 2 офицера + 9-25 н. ч.
Эти партии были выделены при отступлении и остались в тылу противника.
На Юго-Западном фронте – 11 отрядов различной численности.
Но время было упущено: расположение противника представляло собою сплошную укрепленную позицию, местами сильно развитую в глубину и густо оплетенную проволочными заграждениями; неоднократные попытки партизанов пробраться в тыл противника успеха не имели и часто оканчивались только снятием неприятельских постов и застав.
30 октября 1915 года приказом № 2 походного атамана при государе указывалось сформировать партизанские отряды согласно особому Наставлению, приложенному к приказу, и безотлагательно начать партизанские действия.
«п. 3. …партизаны сводятся в отдельные отряды силою от 100 до 150 человек.
п. 6. …вооружать партизанов германскими или австрийскими винтовками.
п. 10. Во время своей специальной деятельности партизаны подчиняются только походному атаману. Никто не должен задерживать их для исполнения задач, не соответствующих их назначению».
Полгода спустя (29.4.1916) – Табель специального имущества, которым отряды должны снабжаться при отправлении в тыл противника.
В первых числах мая 1916 г. на основании данных о деятельности партизанов с сентября 1915 года походный атаман признал, что при тогдашних условиях позиционной войны чисто партизанские действия были невозможны, и приказал распустить все партизанские отряды по своим частям.
Итак, не успев распуститься, партизанская война завяла.
Обширные болотисто-лесистые пространства, бездорожье; полное сочувствие населения; богатство в коннице; длинные коммуникационные линии противника; наше отступление, содействовавшее оставлению партизанских отрядов в тылу противника; первоначальное сочувствие всех к открытию партизанских действий, – все способствовало партизанской войне не в меньшей степени, чем в 1812 г. А результаты получились нулевые.
В чем причина? Не ошибаясь, можно ответить: в том, что благоприятная минута для ее организации была безвозвратно пропущена; что можно и должно было сделать до осени 1915 года, того не сделали; а затем началась позиционная война, в период которой можно было пожинать плоды, но не засевать, не приниматься за дело, не существовавшее даже в зародыше.
В ночь с 14 на 15 ноября нападение на Невель. Захват 2 генералов, в том числе начальника 82 резервной дивизии ген. Фабариуса, 3-х офицеров.
ТАБЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ[63]:
I. На каждых 10 партизанов выдать:
1) 1 бинокль;
2) 2 компаса (светящихся);
3) 2 карманных часов;
4) 3 электрических фонаря (по 3 запасных элементов питания на каждый);
5) 10 штыков (там, где их не имеется);
6) 10 бомб Новицкого и 10 бомб бутылочного образца (с капсюлями и парусиновыми мешками для их носки);
7) 2 комплекта 2-верстных карт (или соответствующего масштаба);