Несколько белков граничат с порообразующей а>1-единицей VSCC, они именуются у, ß и a>25. На Рисунке 3-22C представлены у-единицы, которые охватывают мембрану, цитоплазматические ß-единицы и любопытный белок, называемый a>25, потому что он имеет две части: 5-часть, трансмембранную, и а>2-часть, которая является внеклеточной (Рисунок 3-22C). Функции всех этих белков, связанных с a>1 порообразующей единицей вольтажных кальциевых каналов начинают понимать только сейчас, но уже известно, что а>25-белок является целью некоторых психотропных препаратов, таких как противосудорожные средства прегабалин и габапентин, и что этот белок может участвовать в регуляции конформационных изменений ионного канала, что приводит к закрытию или открытию ионного канала.
Как и следовало ожидать, существует несколько подтипов VSCC (Таблица 3-4). Огромный массив вольтажных кальциевых каналов свидетельствует о том, что термин “кальциевый канал” является слишком общим, и на самом деле может вызывать путаницу. Например, кальциевые каналы, ассоциированные с лиганд-ионными каналами в предыдущем разделе, особенно связанные с глутаматом и никотиновыми холинергическими ионотропными рецепторами, являются членами совершенно других классов ионных каналов, в отличие от уже обсуждавшихся здесь, вольтажных кальциевых каналов. Поскольку мы имеем упомянутые ранее кальциевые каналы, связанные с этим также обсуждаемым классом ионных каналов именуемыми лигандионными каналами, ионотропными рецепторами или ионно-канальными рецепторами, чтобы отличить их от VSCC.
Конкретные подтипы VSCC, представляющие наибольший интерес для психофармакологии - это пресинаптические рецепторы, которые регулируют высвобождение медиатора, и которые предназначены для определенных психотропных препаратов. Обозначение этого подтипа VSCC показано в Таблице 3-4, и такие каналы известны как каналы N или P/Q.
Другим известным подтипом VSCC является L канал. Этот канал существует не только в ЦНС, где его функции все еще определяются, а также на гладких мышцах сосудов, где он регулирует артериальное давление и где группа препаратов, известная как дигидропиридиновые “блокаторы кальциевых каналов” действует как терапевтические антигипертензивные средства для снижения артериального давления. Каналы R и T также представляют интерес, и некоторые противосудорожные и психотропные препараты могут также с ними взаимодействовать, но роли этих каналов все еще уточняются.
Пресинаптические N и P/Q VSCC имеют специализированную роль в регуляции высвобождения нейротрансмиттера, потому что они связаны молекулярными “силками” с синаптическими везикулами (Рисунок 3-23). То есть, эти каналы буквально подключены к синаптическим везикулам. Некоторые эксперты описывают это, как взведенное оружие, заряженное нейротрансмиттерами упакованными в пучок синаптических везикул (Рисунок 3-23A), готовое выстрелить в постсинаптический нейрон, как только поступает нервный импульс (Рисунок 3-23В). Некоторые из структурных деталей молекулярных связей, а именно: белки-ловушки - которые соединяют N и P/Q VSCC с синаптическим везикулами показаны на Рисунке 3-24. Если препарат препятствует открытию канала и входу кальция, синаптическая везикула остается привязанной к вольтажному кальциевому каналу. Нейротрансмиссия может быть предотвращена, что является желательным в состояниях чрезмерной нейротрансмиссии, проявляющейся как боль, судороги, мании или беспокойства. Это может объяснить действие некоторых противосудорожных средств.