×
Traktatov.net » Главная удача жизни. Повесть об Александре Шлихтере » Читать онлайн
Страница 69 из 177 Настройки

Раздался крик. От неожиданности Шлихтер вздрогнул.

— Я не хочу на панель! — кричала бледная девушка-табачница с огромными, полными печали глазами. — Нас презрительно называют «табакрошка», чтобы не говорить просто «гулящая». Но что делать, если жить негде, есть нечего и ждать тоже нечего?!

Она вся затряслась мелкой дрожью, закашлялась, а на впалых щеках ее выступили красные пятна.

— Так что же делать, что делать? — взмолился кто-то.

— Есть ответ на этот вопрос, — сказал Шлихтер. — И вы его узнаете. Мы вместе будем изучать великую книгу «Что делать?», в которой вождь социал-демократов Владимир Ленин все нам разъясняет.

И снова все заговорили, стараясь каждый доказать другому что-то важное. «Кипит наш разум возмущенный!» — подумал Александр словами песни.

— Сейчас для нас, революционеров, наступило время собирать наши силы, — втолковывал он. — И это самое главное. Вот возьмите к примеру, бастуют студенты. Их лупцуют казаки и полицейские. Помните, как были сданы в солдаты сто восемьдесят три киевских студента. А рабочие что? Они безучастно смотрели на это изуверство и не поддержали студентов ни словом, ни делом. Разве ж это правильно? Или возьмем другое… Взбунтовались в этом году крестьяне Полтавской и Харьковской губерний. Полтавчане, к примеру, сожгли свыше сорока помещичьих имений. Харьковчане тоже не отстали. Восстание было жестоко подавлено. Харьковский губернатор приказал выпороть всех бунтовавших крестьян. А вы, рабочие, опять же не поддержали несчастных ни словом, ни делом. Или другое… В январе прошлого года по призыву Киевского комитета РСДРП рабочие вышли на демонстрацию…

— Да-да, мы сами в ней участвовали, — сказал Никитин. — Вышли на улицу, потому что невтерпеж стало…

— Ну, и поддержали вас крестьяне?

— Какое… все поденщики перепугались и удрали от греха в село.

— Поддержали вас студенты?

— Может, только единицы.

— И чем же все кончилось?

— Набили нам синяков и шишек нагайками да шашками, арестовали десятка два случайных людей, а публика стояла на тротуарах и смотрела на расправу, как на цирк, — махнул рукой Никитин, — моя хата с краю!

— Вот видите, товарищи, что врозь у нас ничего не получится, — подытожил Шлихтер. — Сейчас время, как сказано в библии, собирать камни! Чтобы крестьян поддержали и рабочие, и студенты. Чтобы студенческое движение поддержали и рабочие, и крестьяне. Добавьте сюда еще армию, которая не что иное, как одетые в серые шинели рабочие и крестьяне. Да осветите все это идеями научного социализма, и вы тогда поймете, что революция в России может победить как рабочая или не победит никогда! Вот какую роль поручает вам, рабочему классу, сама история!

— Здорово! — воскликнул Кущ. — Я же вам говорил, что в единении сила!

— Я всегда стыдилась, что я работница, — смущенно заговорила карамельница. — А теперь я поняла… Теперь я буду гордиться этим…

Александр внимательно вглядывался в лица слушателей и корил себя за то, что не может он так понятно, как требовала аудитория, объяснять азбучные истины. Надо бы доходчивей, доходчивей! И он сказал: