×
Traktatov.net » Великая ложь. Теория любви: мифы и реальность. » Читать онлайн
Страница 57 из 178 Настройки
. Миклухо-Маклай рассказывает, как папуасы предоставили ему хижину для ночлега, подложили ему в постель женщину, и вся деревня в большом любопытстве столпилась вокруг хижины, прислушиваясь. Но он ничего не написал про пары, которые не мыслят жить друг без друга, хотя относился к папуасам весьма благожелательно, высоко ценя их отзывчивость и благородство. Судя по тому, что папуасы, уговаривая его остаться, обещали назначить ему по две жены в каждой деревне, замужество с сердечными склонностями они не связывали.

Против взгляда на любовь как на биологически неотъемлемую черту человека разумного говорят и прямые эксперименты, поставленные на людях. Индейцам Северной Америки любовь была неведома. Европейцы, завоевав их, частью истребили, частью заперли в резервациях, частью приняли в свое общество. И теперь, спустя всего несколько поколений, чистокровный, но ассимилированный индеец, который вырос среди белых, ходил в их школу, а потом в колледж или университет, влюбляется точно так же, как и его завоеватели. Значит, причину, почему любовь у него появилась, надо искать не в его генах, а в обычаях общества, которое его приняло и воспитало на свой лад.

Другой пример — чернокожие американцы, в свое время вывезенные в Америку из Африки. У себя на родине им была присуща чрезвычайная свобода нравов в сексуальной сфере, никак уж не сочетающаяся с половой любовью. Но всего лишь через два-три поколения их потомки стали влюбляться подобно европейцам, которые навязали им свои обычаи, свою веру, свою культуру. Стало быть, опять то же самое: истоки любви — в устройстве общества.

Дикари и аристократы

Сведения о нравах и обычаях первобытного общества исключительно важны для понимания половой морали вообще и сущности любви в частности. К сожалению, от них часто пытаются отмахнуться, основываясь на высокомерных соображениях: что за дело нам, цивилизованным людям, до обычаев каких-то там дикарей, полуобезьян.

При этом незаметным образом совершается мысленное мошенничество, когда дикарь сопоставляется в голове с аристократически изысканным героем романа или сериала, хотя влюбляются не только изысканные аристократы. Весьма завидными любовниками во все времена считались военные. Представим себе их образ жизни: маршировка, караул, в свободное время — пьянка и бордель, грубость и полное невежество. Далеко ушел такой «герой» своим интеллектом от дикаря, который и воин, и охотник, и в джунглях как у себя дома, и лодку смастерит, и танцует вместе со всеми, и все мифы-предания наизусть знает? Так называемый цивилизованный человек и так называемый дикарь — просто-напросто специалисты в разных областях. В городе среди электрических приборов и автомобилей дикарь будет выглядеть смешно и жалко, но точно так же будет выглядеть цивилизованный человек в джунглях.

Что же касается нравственных качеств… Представления о дикарях формируются обычно по приключенческим романам и развлекательным фильмам. Дикарь, если попытаться представить его по таким «источникам», получается кровожадным и жестоким: ему бы только снять скальп или съесть путешественника; рядом с благородным белым человеком он выглядит одновременно наивным и по животному хитрым; его отношения с женщинами основаны на грубой силе: возжелал, схватил за волосы, поволок и т.п.