Ген – это носитель формы, структуры единства действия, биологической памяти, для передачи которой, однако, требуются годы, пока одна взрослая особь не вырастет и не сможет соединиться с другой особью противоположного пола, зародив потомство. Но какова вероятность, что зачатие реально произойдет? При передаче памяти с помощью гена проходит слишком много времени, тогда как мем позволяет распространить определенную форму действия за один миг.
Действительно, если ген является основной единицей передачи биологической копии, то мем выполняет ту же функцию, но только в отношении распространения культуры, и отвечает сходным с генетическими законам, в частности закону эволюции и выживания наиболее приспособленного: побеждает носитель лучших генов (или мемов), а не обладатель лучших гениталий.
Подобно сильным и быстроразмножающимся живым существам, дольше других выживают идеи, способные распространяться быстрее других (скорее всего, это те, которые запоминаются с наибольшей легкостью). Вся Библия строится из литаний: она основывается на оральном моменте, пениях, исполняющихся в определенном протяжном ритме, которые сегодня еще можно услышать среди арабов и евреев. Никуда не исчезают колыбельные песни. В рамках всего человечества существует элементарная базовая меметическая культура, основывающаяся на нескольких пословицах и поговорках, с помощью которых познание, накопленное одним народом, легко передается другому.
Таким образом, человеческий ум по большей части можно сравнить с гостиницей для мемов: с людьми, наводненными мемами, невозможно говорить о креативности и онто Ин-се. Эпоха Фрейда давным-давно миновала: сегодня мы говорим о навязчивом принуждении к копированию мемов.
В своих работах уже много лет назад я говорил о том, что стереотипам свойственна высочайшая скорость возрождения, осуществляющегося в мозгу человека из поколения в поколение. Люди позволяют гостить стереотипам в своем мозгу, становящемся своего рода перевалочным пунктом. Тогда я не мог называть их мемами, так как людское невежество и незнание, сохраняющееся, впрочем, и по сей день, было слишком велико.
Рефлективная матрица[86] служит основой, предрасполагающей к структуризации стереотипов: она вносит исходный базовый код, на основе которого действует стереотип. Как только рефлективная матрица запускается внутри индивида, он в своих действиях вынужден следовать логике, установленной ассемблированными с ним мемами. Стереотип – это повторитель мема. Стереотип идентифицирует ситуации, после чего субъект выбирает их и приспосабливается к ним, таким, какими они были для него отобраны, а не таким, каковы они есть в действительности: речь идет о комплексуальной тематической избирательности[87] (или доминантном меме).
Матричный образ, единожды метаболизированный церебральной структурой, эмоционально нагружается организмом, то есть организм вырабатывает секрет эмоции. Для активизации матрицы недостаточно проникновение вируса в головной мозг: необходимо также его полное усвоение поведенческой структурой человека.