Я посмотрел на Эверхартера с улыбкой.
– Вы нас уже представили друг другу, ваше величество. Тогда, еще в бреду. Вы и в бреду король. С командующим вам повезло, ваше величество. Обычно армиями командуют воинственные дураки.
– Что значит повезло? – спросил Астрингер оскорбленно. – Знаете ли, глерд, сколько пришлось перебрать кандидатов?.. Все дело в том, что… Вообще-то королю стыдно в таком признаваться, но вы лекарь, а лекарям открываемся целиком… В общем, боюсь, захватить наше королевство на самом деле не так уж и трудно.
– Ваше величество?
Он тяжело вздохнул, посмотрел на Курта и командующего, но те отвели взгляды.
– У нас издавна, – сказал он, – вольности глердов велики, а сейчас, когда все со дня на день ждут моей смерти… сами понимаете.
– Вы были бы подходящим супругом ее величества Орландии, – обронил я. – У нее в королевстве тоже многовато свобод и вольностей… Или, наоборот, вдвоем утопили бы два королевства? Да еще и соседей бы прихватили?
Он поморщился.
– К счастью или к несчастью, она мне отказала… Стивер, рассчитай, за сколько недель армия Антриаса может дойти до наших границ.
Эверхартер, это он Стивер, спросил деловито:
– С боями или без?
– Бери худший вариант, – распорядился Астрингер. – Допустим, армия королевы не мешает продвижению Антриаса и они выходят двумя колоннами по ярмурдской и диссанской дорогам.
Эверхартер вздрогнул, бросил в мою сторону острый взгляд.
– Войска Нижних Долин сразу сдадутся?
Астрингер сказал нетерпеливо:
– Берем самый вероятный вариант: они со своими дружинами запираются в замках и крепостях, а войска Антриаса двигаются через Нижние Долины, не встречая сопротивления, и вторгаются в наши пределы!
– Плохой вариант, – пробормотал Эверхартер. – Хороший для Антриаса, плохой для нас. Единственное светлое пятно, что мы предупреждены и успеем выбрать хорошее место для встречи.
– Не забываем о гуцарах, – напомнил я. – Неважно, что скажет королева, они будут сражаться за свои земли. А это задержит армию Антриаса на несколько дней, если не недель.
Эверхартер задумался, что-то подсчитывая в уме.
– Основная часть наших войск уже стягивается к границе. Осталось подтянуть только дальние гарнизоны. Но даже с ними все равно успеем на пару недель раньше Антриаса подойти и укрепиться за оборонительным рвом. А то и на месяц! Армия двигается медленно, если не целиком из конницы.
– Даже конница, – напомнил я, – беспомощна без обоза.
– А волы тянут телеги со скоростью десять миль в сутки, – напомнил Эверхартер. – Мы успеем собрать хоть две армии!
– Хорошо, – одобрил король. – Но так рано выводить к границам не стоит. Пока строятся заграждения, армия пусть накапливается в лагерях.
– За сутки?
– Да, за сутки-двое. Чтобы люди могли отдохнуть, выспаться там на месте и утром вступить в бой.
– Хорошо, ваше величество. Мудрое решение.
Я поклонился.
– Значит, у нас есть время. Ваше величество…
– Езжайте, – ответил король. – Помните, если не понравится, обижусь. Я человек мягкий, ранимый…
– Да, – сказал я. – Когда мы подъезжали к столице, видели развешанных на деревьях… Мягкий вы человек, ваше величество! А могли бы четвертованием. Или на кол сажать, так куда смешнее.