Еще одна проблема, связанная с новой пушкой — при стрельбе слишком высокая загазованность внутри боевого отделения.
Для сохранения запаса плавучести на БМП-2 стали по бортам устанавливать пенозаполненные крылья (фото Сергея Суворова)
Во время показа в 1972 году опытной БМП «Объект 675» министру обороны А.А. Гречко и другим высокопоставленным военным и гражданским работникам министерств, произошло ЧП. Для предотвращения возможных отказов экипаж БМП в составе начальника КБ-1 Л.А. Литовки и начальника бюро испытаний В.М, Аксентьева (с Владимиром Михайловичем автору этих строк довелось вместе работать в 1990-х годах в ОАЭ в составе группы специалистов по БМП-3) вели стрельбу, выключив вытяжные вентиляторы в башне. Делалось это для сохранения высокого напряжения в электросистеме машины. Отстреляли они в тот раз нормально, но в результате угорели, надышавшись пороховыми газами. После стрельб потерявших сознание Литовку и Аксентьева из башни пришлось вытаскивать и срочно передавать врачам.
Сложность проблем характеризует и тот факт, что для их решения были подключены три отраслевых НИИ и одно НИИ Министерства обороны. По отводу звеньев 30-мм патронов специалисты СКБ обратились к авиаторам, там согласились помочь решить задачу, но обещали сделать это в течение года. Для снижения загазованности также решили использовать опыт авиаторов по до-жигу пороховых газов. При испытании этого метода на БМП пламенем охватило половину боевого отделения машины, пришлось отказаться от его применения.
Чуть ранее проблему снижения загазованности пытались решить выносом основного вооружения БМП — 30-мм автоматической пушки на крышу башни. Такую башню в Кургане сделали, машина с этой башней получила наименование «Объект 680». Но при таком расположении оружия необходимо было решить тоже немало технических проблем. В результате машина, что называется, «не пошла» и сейчас заняла почетное место в музее БТВТ в Кубинке.
В обычной башне, где пушка находилась внутри нее, решить проблему повышением интенсивности вентиляции боевого отделения было нельзя из-за требований по защите от ОМ П. Чтобы предотвратить попадание в машину радиоактивной пыли, должно сохраняться избыточное давление, создаваемое фильтровентиляционной установкой. Специалисты ВНИИТрансмаша предложили провести мероприятия по герметизации трактов подвода боеприпасов и отвода звеньев. Но инженеры СКБ КМЗ нашли более оригинальное и простое решение. Они разработали систему электродинамического торможения вытяжного вентилятора, который останавливался сразу после окончания стрельбы и не снижал противодавления. Герметизация трактов не потребовалась.
Тем не менее конструкция новой башни продолжала оставаться «сырой». Было принято решение изменить конструкцию подающего механизма снарядов и укладки их в боевом отделении. Ездили к авиаторам посмотреть, как они решают вопросы питания пушек боеприпасами. В итоге приняли решение уложить 500 снарядов в лентах на полу боевого отделения радиально по окружности, направив снаряды острием к центру. Их подача к пушке осуществлялась по направляющему винтовому рукаву с одновременным разворотом на 180 градусов. Долго не получалось спроектировать этот рукав так, чтобы не возникало задержек и заклинивания лент. Проблема в том, что он должен был быть подвижным, в зависимости от угла наклона пушки. Выход подсказал один любитель игры в карты, предложив разрезать рукав поперек на пластины (наподобие сложенной колоды карт) и соединить их между собой на подвижных шарнирах. Так была решена и эта сложная задача.