1. Малоэффективная реактивная установка «Малютка» заменяется ПТРК «Фагот».
2. Одноместная башня заменяется двухместной со сдвигом ее назад на 160 мм. В башне размещаются командир машины и наводчик-оператор с круговым обзором через оптику и двумя прицелами для стрельбы по наземным и воздушным целям.
3. Для улучшения проходимости клиренс машины увеличивается до 420 мм.
4. Подрессоренность машины была улучшена за счет установки двух дополнительных гидроамортизаторов в ходовой части.
5. Для сохранения характеристик машины на плаву крылья (грязезащитные щитки) делаются объемными, с заполнением объемов полиуретановым наполнителем.
Перечисленные мероприятия дали увеличение веса машины на 800 кг. Взаимозаменяемость с БМП-1 сохранилась в пределах 75%.
Предложения СКВ КМЗ были приняты и, учитывая, что это была модернизация БМП-1, решили выпускать рабочие чертежи, минуя разработку технического проекта.
Сроки установили очень жесткие: один год на разработку чертежей и изготовление опытных образцов для проведения заводских и межведомственных испытаний. Учитывая сжатые сроки на выполнение всех работ, всю важность проводимых мероприятий, было принято решение о начале изготовления деталей и узлов будущей машины в металле по мере выпуска рабочих чертежей в СКБ. Процедура согласования чертежей с техническими службами завода была упрощена и проводилась в ходе проектировочных работ непосредственно в стенах конструкторского отдела.
Работу по созданию новой башни с 30-мм автоматической пушкой машиностроители Кургана выполняли совместно с конструкторами оружия тульского КБП. Причем был составлен график, чтобы эту работу ввиду ее особой важности и срочности выполнить за шесть месяцев. Этот график, согласованный с ГРАУ и ГБТУ, подписал и конструктор пушки В.П. Грязев. Когда его после этого спросили: «Делал ли он когда-нибудь пушку за полгода?», он ответил, что обычно на такую работу уходило не менее пяти лет. Но Василий Петрович прекрасно понимал, что если не сделает он, то не сделает никто. И он сделал. Он взял стоявшую на вооружении шестиствольную 30-мм пушку, применяемую в авиации на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27, которая представляла собой блок из шести 30-мм стволов, отделил один ствол из этого блока и сделал из него новую одноствольную пушку.
Пушка 2А42 конструктивно была весьма простая и содержала ряд «изюминок». Ее затвор поршневого типа с копирным механизмом отпирания-запирания реализует принцип практически безударного досылания, что позволило обеспечить у 30-мм пушки тот же темп стрельбы, что и у 7,62-мм пулемета, при втрое большей длине патрона.
Первоначально для пушки выбрали патрон с электрокапсюлем, который более удобен, и к тому же использовался в пушечном вооружении для авиации и флота. И хотя в сухопутных войсках предпочтение отдавалось традиционному ударному способу воспламенения, в ГРАУ сначала согласились на электрический капсюль.
Однако вскоре военные стали выступать категорически против этого. Специалисты ГРАУ требовали, чтобы пушка работала в любых условиях, в том числе при отсутствии напряжения в бортовой сети БМП. Вариант использования в качестве «дублера» батарейки от карманного фонаря, которая способна осуществить электровоспламенение, для них не проходил. Начальник отдела технического контроля ГРАУ А.А. Григорьев потребовал, чтобы пушка стреляла, когда все выйдет из строя, даже батарейка от карманного фонаря, и останется только одна мускульная сила в лице обслуживающего персонала.