Лишь через день удалось подойти к этому озеру. За два дня Зик нашел несколько растений из справочника лекарственных трав, которые узнал по памяти. Внешне растения мне были незнакомы, отложили их опознание до возвращения в Кипрус. Озеро оказалось неправильной формы и небольшого размера. Но главное его достоинство заключалось не в этом: выйдя из леса, сразу заметил соляные глыбы похожие на те, что встречаются на берегах Мертвого моря. Озеро было соленое. Содержание соли в воде высокое, на вкус вода по степени солености значительно превосходила Средиземное море.
— По крайней мере, проблема соли решена, — пробормотал вслух, набивая рюкзак солью. Посмотрю, как соль оценит Нел, и потом пришлю сюда людей. Мои спутники тоже набрали соли, и мы двинулись к Кипрусу, до которого всего два часа ходьбы.
Глава 27. Шаг вверх
За месяц, что прошел со дня исследования острова, когда нашел виноград и оливы, мы сделали многое. Уильям построил домну и получил первую порцию негашёной извести, которая при реакции с водой кипела, разбрызгивая воду и выделяя пар. Даже на расстоянии чувствовалось тепло, выделяемое при реакции. Несколько человек получили ожоги, неосторожно приблизившись к кипящей в воде извести. Сам процесс прокаливания мела несложен: мел закладывался в домну и разогревался до высоких температур. После нескольких попыток, когда получили плавленый мел, Лайтфут смог подобрать необходимый диапазон температур. В результате на выходе получился оксид кальция, превращающийся в гидроксид после реакции с водой. Из примерно десяти килограммов мела получалось чуть больше половины извести.
За неимением лошадей в хозяйстве первые щетки мы сделали из женских волос. Когда, разведя гашенную известь, побелил небольшой квадрат глиняного дома и получил приятный белый цвет, Русы просто застыли с открытыми ртами. Через час половина женщин расстались с длинными волосами, мастеря щетки, и к Лайтфуту потянулась делегация жаждущих получить известку. Побелка — это только один из способов использования извести, меня куда больше волновало ее боевое применение.
После долгих попыток, Тиландеру удалось сконструировать камнемет, бросающий камни размером с человеческую голову на сто пятьдесят — сто восемьдесят метров. Последнюю неделю экспериментировал с сосудами-бомбочками из глины. Опытным путем удалось подобрать оптимальный размер на три литра, летящий максимально далеко. Сосуды делали с узким горлышком, чтобы заткнуть его фитилем из домотканого куска грубой ткани, который будет поджигаться перед выстрелом. Пропитанный нефтью, он вспыхивал и поджигал нефть, разлившуюся после падения горшка-бомбы. Но один момент требовал исправления: фитиль не мог обеспечить непроницаемость бомбы, и часть нефти вспыхивала в полете.
Решение предложила Нел, пришедшая на полигон посмотреть на «огонь Макс Са». Размяв кусочек глины, она просто плотно залепила отверстие после установки фитиля. Пробный бросок показал, что нефть не выливается досрочно и вспыхивает после падения бомбочки. Меня не устраивало ровное горение, со школьной программы помнил, что греки добавляли в свой огонь известь. Первая попытка добавить кусок негашёной извести в бомбу, полную нефти, чуть не оставил меня без глаз, из-за реакции воды, содержавшейся в нефти, с оксидом кальция.