Древнеримское законодательство обязывало банкиров-«аргентариев» вести подробные и стандартизированные записи всех финансовых операций. Римские банки в своей работе обязательно заполняли четыре формы финансовой отчётности – «Дневник» для ежедневных финансовых записей, «Главную книгу» для ежемесячного баланса, «Кодекс доходов и расходов» и «Календарь» для учёта кредитов и займов.
Записи банкиров Древнего Рима велись на восковых табличках – деревянных дощечках (богатые римляне предпочитали использовать лимонное дерево), одна сторона которых целиком представляла собой углубление, заполненное воском. На мягком воске писали необходимую информацию, затем три таблички через отверстия скрепляли шнурком в особый «триптих», так что добраться до основных записей можно было только сломав скреплявшие шнурки восковые печати. Запечатывался «триптих» обязательно в присутствии свидетелей, каждый из которых ставил свою подпись рядом с печатями. Эти подписи делались уже чернилами прямо по дереву.
В Помпеях, в развалинах виллы банкира Луция Цецилия Юкунда археологи нашли 127 таких «триптихов», оформивших финансовые сделки, заключенные в 53–62 годах нашей эры. Например, 12 декабря 56 года банкир Юкунд перевёл некоему Умбрицию Януарию 11039 сестерциев (эквивалент 11 кг серебра).
Должным образом оформленные и запечатанные «триптихи» при возникновении финансовых споров становились главным доказательством в суде Древнего Рима. Даже в творческом наследии Цицерона, самого знаменитого римского философа и оратора, есть судебные речи по делам банкиров и их клиентов.
Развитая и стандартизированная система финансовых записей в банках-«аргентах» позволяла зажиточным римлянам широко использовать безналичный расчёт и свести употребление наличной монеты к минимуму. Известно, что в эпоху расцвета Римской империи на её территории действовали тысячи банков и почти сотня крупных объединений банкиров-«аргентариев». В I веке нашей эры, в эпоху деятельности банкира Луция Цецилия Юкунда, процент по кредитам был законодательно ограничен – не более 12 % годовых. Крупные объединения «аргентариев» могли выдавать кредиты под 5–6 %.
Подробности биографии самого богатого помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда до наших дней не сохранились. Известно, что его отец был рабом и выкупил свободу, став вольноотпущенником знатного рода Цецилиев (по традиции получивший волю раб взял фамилию бывших хозяев). Именно отец начал банковскую деятельность, а его сын стал главным банкиром, обслуживавшим богатейших обитателей города Помпеи.
Свою виллу, не уступавшую по роскоши лучшим римским, банкир Луций Цецилий Юкунд украсил не только фресками и статуями, но и мозаичными надписями на полу, выдающими его профессиональные пристрастия: «Прибыль – радость!» и «Привет тебе, прибыль!»
Глава 4. Деньги и Фэн-Шуй
В древности для торговли использовались «натуральные деньги» – имеющиеся в изобилии товары, которые благодаря своей стандартности могли служить мерой стоимости. На протяжении веков в разных странах они были самыми причудливыми. Морские раковины моллюсков каури у первобытных племен Индии и Африки. Зёрна какао у индейцев-майя. Плитки чая у кочевников Монголии или бруски соли в древней Эфиопии. В Японии много веков назад, наряду с рисом и золотом, в качестве таких «денег» использовались металлические наконечники стрел.