×
Traktatov.net » Неожиданная история мира... » Читать онлайн
Страница 18 из 174 Настройки

«Вместо денег учинены бумажки…»

На территорию современной России китайские бумажные деньги впервые попали тоже вместе с татаро-монгольскими завоевателями. Известно, что в 1357 году флорентийские купцы из торгового дома Барди отправились в подчинённый монголам Китай за шёлком. Купцы плыли морем до Крыма, бывшего тогда частью Золотой Орды, а далее сухопутный путь вёл караваны через всю Азию. В крымской Кафе (ныне Феодосии) по требованию монгольских властей итальянцам пришлось обменять свою серебряную монету на непонятные им «жёлтые кусочки бумаги».

Эту финансовую операцию итальянцы провели не без сомнений и тревоги, но для 256 дней караванного пути от Крыма до Китая бумажный груз оказался удобнее металлического, а в далёком Пекине они без труда купили за «бумажки» вожделенный шёлк. Именно так европейцы впервые встретились с бумажными деньгами.

Позднее банкиры Италии не раз рассматривали теоретическую возможность применения подобных банкнот, но сочли, что использование бумажных денег подходит только огромному государству с деспотической формой правления и не соответствует политическим реалиям Западной Европы, раздробленный на множество небольших государств и мелких феодальных владений. Так что потребовалось ещё три столетия, прежде чем Европа дозрела до собственных купюр.

В 1664 году новгородский купец Семён Гаврилов жаловался русскому царю Алексею Михайловичу на странные финансовые затеи в Швеции: «Да у них же ныне вместо денег учинены бумажки… и как у нас купят товары, так вместо золотых и серебряных дают нам такие бумажки, и мы на те бумажки покупаем у них…»

Так в Россию поступили сведения о первых в Европе бумажных деньгах, выпущенных крупнейшим банком Стокгольма. «Торговый человек» Гаврилов был непростым коммерсантом, являясь по сути личным представителем московского царя в Швеции. Он только что продал шведам казённой пеньки на огромную сумму в 7 тысяч рублей – на эти деньги тогда в Москве можно было купить целый квартал, 700 изб. Именно поэтому царские архивы сохранили строки из «челобитной» Семёна Гаврилова российскому монарху.

Царя заинтересовали новости о необычной финансовой практике соседней страны. Тем более что Швеция в то время не только контролировала все берега Балтики, но и была главным покупателем российской пшеницы и целого ряда иных товаров. Для царя специально сделали русский перевод с первой в Европе бумажной купюры. Шведы называли её «кредитной картой» (Credityf Zedels) и на русский язык XVII столетия данный термин перевели как «верующая карточка». Российские архивы сохранили эту работу царских толмачей, пользовавшихся купюрой № 11584, номиналом в 25 медных талеров, выпущенной 23 июля 1663 года и подписанной четырьмя директорами Стокгольмского банка.

Банкиры Стокгольма решились на подобный эксперимент с бумагой отнюдь не от хорошей жизни. Весь XVII век Швеция вела успешные, но дорогостоящие войны в Германии и на берегах Балтики. Поэтому золотой и серебряной монеты не хватало как королевской казне, так и всей шведской экономике. Пытались даже наладить выпуск монеты из меди, благо в Швеции было много рудников с развитой металлургией, но медь была настолько дешевле драгметаллов, что медная «монета», эквивалентная 8 талерам, весила почти 10 кг.