Юшка Соловей надел за плечи ружье, в карман револьвер, за голенище нож, к поясу сумку патронов, на конном приисковом дворе взял самолучшего коня и ускакал в горы.
В первый же день видели его на прииске Озерный — промчался рыжим дьяволом. На прииске Артельном остановился перед конторой, где толпились искатели за получкой, и кричал:
— Бросай лопату и вашгерд, бери дубину! На царя! На бар! На заводчиков! На купцов! На тюремщиков и палачей!
Появились царские каратели — стражники, казаки, — хотели поймать Юшку. Он ускакал на своем бешеном коне. Каратели стреляли ему вслед, целились в лохматую рыжую голову, но голова скрылась, и в тот же день ее видели на прииске Варваринском.
На камнях у дорог, на шиханах близ горных троп появились надписи:
«Собирайся, голытьба, и поднимай дубину.
Юшка Соловей»
На медвежьей тропе нашли застреленного карателя, а рядом на камне надпись:
«Хоронить не мое дело.
Юшка Соловей»
На берегу Изумрудного озера оказался стражник, привязанный к сосне, и на лбу у него бумажка:
«Отвязывать запрещаю.
Юшка Соловей»
Зашумела народная молва про Юшку, как шумят в ветер горные сосны. Нашлись еще смельчаки, которые засели по горам и лесам выслеживать заводчиков, чиновников, стражников. Каратели забросили охоту на лосей и горных козлов, стали охотиться только за мятежниками, а Юшку Соловья искали с таким же терпением и упорством, как ищут дорогого бобра.
Не раз видели они Юшку на горных тропах. Скользили у них кони, пятились, а Юшкин бешеный мчал его вихрем. Стреляли в него, а Юшка махал им своей бараньей шапкой:
— До свидания. Завтра увидимся!
Приходило завтра, искали снова Юшку, вечером возвращались усталые и злые, а их уже ждала записка:
«Видел вас у Старик-камня.
Юшка Соловей»
— Кто принес записку? — кричали каратели.
— Мальчишка, заводской голодранец.
— Подать сюда мальчишку!
Приводили мальчишку, а он знал только одно — что поймала его на заводской улице чужая тетка и велела передать записку в полицию.
— Где тетка?
— В лес ушла.
Не давался Юшка, как хитрый зверь. Устали каратели, сбились со следов, и начальство объявило, что выдаст награду всякому, кто поможет поймать Юшку.
В один летний день рыбак Ивашка сидел на берегу Изумрудного озера рядом со своей землянкой и чинил сеть. По берегу росла высокая, густая трава. В своем неудержимом стремлении занять все земное пространство она обратила Ивашкину землянку в подобие зеленого травянистого холма.
Из-за этого холма вдруг показался незнакомец, остановился перед Ивашкой и сказал:
— Здорово, голытьба! Как поживаешь?
— Помаленьку. Ино рыбку ловлю, ино грибки ломаю, ино странников привечаю, былки и выдумки слушаю.
— Богат рыбой?
— Нет. Я не любитель забижать ее шибко.
— А ну, покажи всю!
Старенький, низенький, сухонький, лысый, но сильно бородатый Ивашка трусливой мышью юркнул в землянку и вынес оттуда ведерко с рыбой.
— Вся, ей-богу, вся! — поклялся он и стал просить: — Не губи мою душу! — Он принял незнакомца за карателя, какими в то время были переполнены все заводы и прииски Урала. — Хоть я человек махонький, тише воды и ниже травы, а умереть хочу своей смертью.