Стук был едва слышен в сжатой давлением толще воды. Но Вербов был уверен, что внутри аппарата он звучал громче, и его должны были услышать. Опыта подводного плавания хватало, чтобы убедиться в этом.
Богушанская снова начала вызывать капитана «Мистика».
Четверть часа ничего не происходило.
Вербов разочарованно подумал, что у них ничего не выйдет, экипаж американской мини-лодки, скорее всего, погиб, и в этот момент в наушниках снова прозвучал знакомый хрип, будто очнулся и начал дышать страдающий астмой человек.
– «Мистик»! – обрадовался Денис. – Чёрт вас побери! Ответьте «Крабу»!
Подождал ответа.
Все подводные ультразвуковые рации, и американские, и российские, работали примерно в одном и том же диапазоне, используя «дельфиньи» частоты, наиболее эффективные в воде на глубинах до одного километра, поэтому водолазы разных стран и служб могли переговариваться между собой. Вербова услышали.
– Кто… говорит? – раздался сквозь астматический хрип в наушниках гидроакустических раций картавый голос; говорили на английском языке.
– Командир спасательной экспедиции Вербов! – Денис заранее подготовил себе «легенду» – для первого знакомства, не зная, как отреагируют американцы на его звание полковник. – Субмарина «Краб»!
– Что происходит?
– Сначала сообщите, кто вы и как оказались в этом месте.
– Капитан Крид. – Собеседник помолчал, то ли собираясь с силами, то ли формулируя ответ, потом без особых подробностей рассказал о событиях, предшествующих погружению «Мистика» в глубины океана.
Из его речи выходило, что батиплав был послан на поиски исчезнувшей американской атомной подлодки, но в ущелье на дне океана на него обрушился поток ила, после чего экипаж потерял сознание, а очнулся уже внутри огромной пещеры.
Вербов интуитивно чувствовал, что капитан «Мистика» говорит не всю правду, однако уличать его в недоговоренности не стал и так же коротко поведал Криду о мытарствах подводной лодки «Десна», умолчав об истинных причинах появления исследовательского судна в данном районе океана.
– Вы все целы? – добавил он, закончив рассказ. – Никто не пострадал? Сколько вас человек на борту?
– Все, – ответил Крид, не отвечая прямо на последний вопрос. – А вы давно находитесь в пещере?
– Пошли вторые сутки.
– Что это за пещера? Вы её обследовали?
Вербов ещё короче сообщил о находках старых субмарин и кораблей, осторожно заметил, что пещера может состоять из нескольких залов, а они более или менее изучили только два.
– Кроме того, мы нашли вашу субмарину, – добавил он скрепя сердце, так как не хотел, чтобы «Мистик» начал шастать по другим залам и наткнулся на «Камчатку» или тем более на «изделие 101». – «Канзас», так?
Крид замолчал на минуту.
– Где вы обнаружили «Канзас»?
– В соседнем зале, у стены. Можем проводить. Но на вызовы нам никто не ответил.
– Мы не можем запустить генераторы…
– Попытайтесь, здесь оставаться опасно.
– На нас напала какая-то гигантская тварь.
– Вероятнее всего, это сторож «музея», робот.
– Музея?!
– Так мы назвали пещерную цепь. В двух залах стоят два десятка подводных лодок, есть очень старые, времён Второй мировой войны. – О находке «летающей тарелки» Денис упоминать не стал.