– Так, может, он не такой и язычник?
– Кто знает? В конце концов, в тех краях их очень много, и нужно проявлять немалую гибкость. Просто чтобы выжить. Но, по слухам, Василий заходит намного дальше обычной вежливости. И весьма нелестно отзывается о христианах и самого Ису ибн Марьям поносил. Для язычников это услада. Но для правоверного, пусть и христианина, – нестерпимо. Говорят, он даже как-то велел высечь священника за то, что тот слишком рьяно нес слова веры. Нет. Такие поступки выдают в нем язычника. Закоренелого язычника. Хотя он и крещен и носит крест.
– Странно.
– В нем много странностей, – произнес халиф.
– Говорят, он знает секрет индийского железа, – продолжил один из советников за халифа, – который мы храним как зеницу ока. И умеет выделывать очень добрую бумагу. Много лучше той, что везут нам из державы Тан. Перед ним открыто много секретов. Мы думаем, что секреты эти открыли ему демоны за поклонение им.
– Черное сердце…
– Черное, – кивнул халиф. – Говорят, что его травили ядом черного скорпиона и он выжил. Только сильнее стал и глаза теперь сверкают золотом. Это ли не признак демонического расположения? А потом, в поединке один за другим победил трех вождей северян, что выходили против него. Хотя едва на ногах держался. Демоны явно ему благоволят…
Глава 6
863 год, 19 сентября, где-то у слияния Каспли и Западной Двины
Ярослав осторожно подошел к стволу дерева и выглянул из-за него, стараясь оставаться в тени ветвей. И минут с пять неподвижно стоял – разглядывая стоянку викингов.
– Двадцать один драккар, – закончил считать он тихо. – Бьёрн немного недоработал.
– И что мы с ними будем делать? – поинтересовался Окомир – один из командиров дружины Ярослава.
– Как что? Побеждать.
– Но их же больше!
– Думаешь, устанем? – хохотнул конунг.
Ярослав, четко понимая, откуда пойдет нападение и примерно по какому сценарию, выдвинул вниз по течению Западной Двины передовой секрет. Откуда сумели его своевременно оповестить в Гнезде о входе викингов в устье реки. Большой группы викингов, которую нельзя было ни с чем перепутать.
– Началось, – с легким придыханием произнес он тогда.
После чего собрал тинг, на котором сообщил людям, что та гроза, которую они ждали все это время, – пришла. Викинги вошли в реку, а хазары наверняка на подходе. И он выступает в поход, а им всем надлежит от греха подальше перебраться со своим имуществом в крепость.
Никакой ругани.
Все молча приняли эти слова и пошли готовиться.
А несколько быстроногих пареньков, прихватив котомки, бросились выполнять роль курьеров. Дабы проинформировать волхвов Перуна о том, что началось. Причем началось так, как Ярослав и планировал.
И уже через два часа после получения известия конунг выступил. Укрепления Виктора на слиянии Каспли и Западной Двины не выглядели неприступными. И долго продержаться не могли. Скорее всего, в первые несколько часов их никто брать не будет. А потом нарубят штурмовых лестниц и быстро заберут. Поэтому опаздывать больше чем на сутки было совершенно неприемлемо.
Этот год кроме всего прочего наш герой занимался обозным хозяйством для своей дружины. Можно даже сказать, что не обозным, а маршевым. Так как только в этом году он всерьез задумался, например, над обувью, без которой какие-то разумные темпы марша были совершенно невозможны. На постоянной и предсказуемой основе, во всяком случае.