Су- 17МЗР заходит на посадку.
Су- 17УМЗ в неярком малоконтрастном камуфляже, который получило очень мало машин.
Обслуживание Су-17МЗР, 101 орап. Борзя. лето 1992 года.
Характерная «высокая стойка» Су-17УМЗ при отсутствии подвесок и неполной заправке.
Один из опытных С-54 на летном поле Ходынки, Небольшой гаргрот унаследован от «тройки» .
Опытный С-54 с ассортиментом ракетного вооружения: X 25. Р-60 и блоки Б-8М
Су-22М4 с многозамковыми балочными держателями МБДЗУ6-68. Краснодарское объединенное летно-техническое училище, август 1987 года.
Твердая «Четверка» (Су-17М4 и Су-22М4)
В конце семидесятых появилились истребители четвертого поколения, обладавшие принципиально новыми боевыми возможностями. Но резервы Су-17, представителя поколения третьего, еще не были исчерпаны. Разработка его последней модификации началась в марте 1977 года. Базовой моделью стал Су-17МЗ, которому предстояло стать специализированным тактическим ударным самолетом, оборудованным единым прицельно-навигационым комплексом для работы по наземным целям. От практики (пусть даже чисто формальной) использования Су-17 и МиГ-27 в качестве истребителей с появлением новых самолетов пришлось отказаться — вести с ними воздушный бои самолеты ИБА уже не могли Однако они еще могли иметь значительную боевую ценность как самолеты поля боя.
Три серийных Су-17МЗ были превращены в опытные образцы для нового С-54. Внешне «пятдесятчетверка» выделялась воздухозаборником в основании киля, питавшим теплообменник, который обеспечивал нормальный температурный режим для нового РЭО. В серии самолет получил удлиненный гаргрот, под ним размещалось новое оборудование, В связи с ростом массы конструкции па основные стойки шасси установили новые колеса КТ-117 (800X360)
Справедливо полагая, что большая скорость и высотность штурмовику-бомбардировщику не нужна, конус центрального воздухозаборника сделали неподвижным, оптимизировав его для полета с трансзвуковыми скоростями. В итоге максимальное число Маха на большой высоте упало с отметки 2,1 до 1,75, но был получен выигрыш в массе за счет снятия системы управления, и появился значительный свободный внутренний объем.
Первоначально самолет планировалось оснастить разработанной для МиГ-23БК лазерно-телевизионной прицельной системой (ЛТПС) «Кайра», обладающей широкими возможностями. Но места для нее не хватило и от этой мысли пришлось отказаться. Безрезультатно закончилась и попытка установки шестиствольной тридцатимиллиметровой пушки ГШ-6-30
Большую часть РЭО интегрировали в прицельно-навигационный комплекс ПрНК- 54 на базе цифрового компьютера ЦВМ 20-22 «Орбита 20-22» В него вошли новые системы ближней и дальней навигации А-312 «Радикал НП» и А-720 «Скип-2», радиокомпас АРК-22, маркерный приемник МРП-66, радиовысотомер РВ-21 «Импульс» (А- 035), доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7, система воздушных сигналов, инерциальная курсовертикаль ИКВ-8 и другое оборудование.
Единый ПрНК-54 упростил работу летчика и улучшил точность и эффективность применения машины Комплекс обеспечивал автоматизированный полет по маршруту с шестью поворотными и четырьмя целевыми точками, навигацию и применение оружия в автоматическом или ручном режиме и возврат на аэродром. Кроме того, на опытных машинах установили модифицированную станцию предупреждения СПО- 15ЛМ «Береза АМ», усовершенствованную радиостанцию Р-862 и доработанную САУ-22М2 Разросшаяся электроника вытеснила часть топлива. Его масса на С-54 уменьшилась до 3770 кг достигнув уровня Су -17 М2