×
Traktatov.net » Маргелов » Читать онлайн
Страница 47 из 304 Настройки

Когда полковнику Фролову и полковому комиссару Иванову зачитали приговор, они подошли к командиру погибшего полка моряков, попросили у него прощение. Маргелов только покачал головой. Они обнялись и расцеловались. У всех у них тогда была одна судьба. Немногих бог войны приберегал для новых испытаний и наибольших страданий, зная, что они выдержат.

Полковника и комиссара расстреляли на следующий день.

Полки остались лежать на ладожском льду и на берегу озера.

Глава восьмая

СТАЛИНГРАДСКАЯ ИСТОРИЯ

По армейским меркам в майорах Маргелов явно засиделся. При том, что он имел солидный фронтовой стаж, занимал полковничьи должности, звание подполковника ему присвоили только в июне 1942 года. Из наградных списков его тоже постоянно вычеркивали. Первую свою боевую награду — медаль «За оборону Ленинграда» — он получил в декабре того же года, когда со своим полком был уже под Сталинградом.

3-я гвардейская стрелковая дивизия 54-й армии с конца августа и почти весь сентябрь не выходила из боев. Войска Волховского и Ленинградского фронтов проводили Си-нявинскую наступательную операцию с целью прорыва блокады. При попытке прорыва в районе рощи «Круглой» основная тяжесть легла на 3-ю гвардейскую дивизию. 13-м гвардейским полком этой дивизии командовал подполковник Маргелов. К концу сентября в батальонах этого полка в строю оставалось по 50–60 человек. Блокаду так и не прорвали. Огромными потерями оплатили срыв очередной попытки 18-й полевой армии ГА «Север» захватить Ленинград.

В начале декабря 1942 года дивизия была выведена из резерва Ставки ВГК, основательно пополнена и переброшена под Сталинград. Пополнение Маргелова радовало: ему удалось заполучить в полк остатки 1-го Особого лыжного полка вместе с группой разведроты 15-го дисциплинарного батальона. «Братва» и «братишки» теперь были сведены в одно подразделение. А еще в полк прибыла группа бойцов и младших командиров — ветеранов боев 1940 года на Кандалакшском направлении.

Новоприбывшая 3-я гвардейская стрелковая дивизия вошла в 13-й гвардейский стрелковый корпус генерала П. Г. Чанчибадзе 2-й гвардейской армии Сталинградского фронта. По поводу совпадения чисел над командирами полка и корпуса солдаты посмеивались, называя их «командирами чертовой дюжины».

На железнодорожную станцию Большие Липки дивизия начала прибывать в один из самых тяжелых периодов Сталинградской битвы, когда немцы предприняли решительную попытку[10] деблокировать окруженную в районе Сталинграда 6-ю полевую армию ударом танкового клина со стороны Котельникова. 19 декабря танки Гота прорвали оборону советских войск и устремились к Сталинграду на выручку своей группировке, зажатой в огромном «котле». Но неожиданно натолкнулись на мощный противотанковый рубеж нашей 2-й гвардейской армии, брошенной по приказу Ставки навстречу этой лавине. В состав армии входили три корпуса — два стрелковых и один механизированный. В результате встречного сражения немцы вынуждены были отойти на рубеж, откуда они начинали операцию. Они потеряли всю технику и более 40 тысяч солдат и офицеров.