Алексей плутовато усмехнулся.
Ну да. Воевали не они, воевали за них, а это намного приятнее. Тайными путями в три княжества шли оружие, боеприпасы, деньги…
Посольство было отправлено чуть ли не год назад, причем тайно. Никакой известности, караванов, пышности – чуть ли не ночью пробирались в три княжества. По земле, по воде…
И – да. Пообещали свою поддержку.
Князья, конечно, понимали, что это не из добрых чувств к ним, но, если тебе протягивают руку помощи, грех не принять!
Обычаи у маньчжуров своеобразные, попади они в плен, им сильно повезет, коли умрут. Сразу. А то ведь можно и несколько дней помирать. Мечтать о смерти – и не получить ее.
Еще как можно.
Получив же поддержку, князья сильно оживились и принялись теснить маньчжуров. Благо у тех тоже положение было не бог весть какое. Они воевали с монголами, народу все надоело, так что…
Не было, вот не было нового Чжу Юаньчжана, династия Цин пока еще не была сильна. Собственно, они были даже младше Романовых, а значит, те, кто их сверг, не считались бы даже цареубийцами. На что и рассчитывал У Саньгуй. У него была самая большая армия, самая сильная поддержка… если он сейчас отделится…
Если его поддержат двое других князей – они отделятся вместе. А если поддержит и Русь – они смогут закрепить свою независимость.
Так что У Саньгуй объявил о создании империи Чжоу и принял имя Чжоу-ди. Драться он собирался до конца, отчетливо понимая, что пощады не будет. Да и двое других князей – тоже. Сейчас, когда появился реальный шанс на выигрыш – война пошла всерьез, только перья от обеих сторон летели.
Софья потирала руки, Строганов ругался, но оружие и золото в три княжества шли регулярно и обильно.
Неудобно?
Это еще мягко сказано! Княжества находились решительно не с той стороны, с которой нужно было русским. Но…
Чжэн Цзин тоже не одобрял маньчжуров. А суда у него были, и судов было много. Так что задачей поставщиков было сплавить контрабанду до устья Амура, а уж там передать ее на нужные корабли.
Морской запрет?
Если есть надежда – плевать было островитянам на любые запреты! Три раза! А для кораблей противника был и греческий огонь. Да, его тоже поставляли, и пиратам уже случалось применять его.
Сохранение тайны обеспечивалось самым надежным способом – живых не оставалось. Попадись та или иная сторона в руки маньчжурам… На такой случай у всех был с собой яд. Так оно легче будет.
С другой стороны, и Строганов не оставался внакладе.
Шелк, бумага, рис… из Китая шел стабильный поток товаров. А таможенные пошлины на них Софья разрешила не платить, так что прибыль была громадной. Строганов и себя не обидел, и с казной смог поделиться.
В Европе тоже было весело. Нидерланды все-таки решили делить на Верхние, или Испанские, и Нижние, береговые. Нижние тоже делились на несколько частей, самый большой кусок отходил Франции, но Людовику от этого легче не становилось. Он с этими землями приобретал себе такую головную боль… с мятежами, восстаниями, дружеской помощью Англии повстанцам. Но и не отказываться ведь?!
Теперь русские поглядывали в сторону Османской империи. Спору нет, соглашение с ними хорошее, но без трений нигде не обходится. То там, то здесь, то турки пробуют на прочность казаков, то казаки – турок. И случаются… несчастья, почти как в анекдотах. Шел по улице, споткнулся, девять раз упал на саблю. Да так неудачно, все горлом и горлом!