×
Traktatov.net » Русский Шерлок Холмс » Читать онлайн
Страница 124 из 128 Настройки

Начавшаяся Первая мировая прибавила полиции невзгод. Большинство школ и курсов по подготовке и повышению квалификации полицейских были закрыты, а жалованье полицейских заморожено, хотя цены военного времени росли и росли. Городовой получал меньше, чем рабочий военного завода. Престиж полиции продолжал падать, опускаясь до критической отметки. Даже в столичной полиции, не говоря уж о губерниях, начался нешуточный «кадровый голод». Один из последних министров МВД империи говорил открыто: существует угроза, что полиция «просто разбежится».

И если бы только это… Дошло до того, что в Галиции железнодорожные жандармы в служебное время, в служебном помещении устроили самый настоящий митинг, на котором говорили, что ни правительство, ни сам государь ни к черту не годятся и пора «переходить на сторону народа». Дальше вроде бы и ехать некуда…

В конце концов вся серьезность положения наконец-то дошла до Совета министров, и он принял постановление «Об усилении полиции в пятидесяти губерниях России и об улучшении служебного и материального положения полицейских чиновников». Толковое было постановление, обширное, предусматривало не только повышение жалованья, но и восстановление довоенной системы профессионального обучения полицейских. Беда в том, что принято оно было в конце октября 1916 года, когда жизни Российской империи оставалось три месяца…

И грянул Февраль. Если смотреть в самую суть – верхушечный заговор генералов с участием парочки великих князей и владельцев предприятий военно-промышленного комплекса (не на шутку встревоженных тем, что правительство наконец-то решило чувствительно урезать их совершенно шальные сверхприбыли). Эти господа по идиотизму своему полагали, что все кончится отречением императора и созданием чистенькой, респектабельной республики, где они будут чинно заседать в парламенте, словно английские лорды. Однако котел был перегрет настолько, что пар не ушел в свисток – котел взорвался. Проще говоря, началась заварушка и кутерьма с участием самых широких масс, от солдат и рабочих до студентов и гимназистов…

Кое-где в обеих столицах полицейские жандармы забаррикадировались в своих участках и отстреливались, но такие места можно по пальцам пересчитать. Большинство полицейских и жандармов (не исключено, с облегчением) бросали оружие и сдавались «победителям». Их толпами сажали под арест – не только в тюрьмы, куда попало, в любые помещения, где было достаточно места. По какому-то странному совпадению разгром и зданий сыскной полиции, и охранных отделений «революционные массы» начали с тех, где хранились картотеки уголовных преступников и дела секретной агентуры Охранного.

А впрочем, какое там совпадение… Все лежит на поверхности. Если вспомнить, например, красноярский скандал: когда там создали комиссию по разбору бумаг местного жандармского управления, очень быстро обнаружилось, что один из членов комиссии, подпольщик со стажем, по совместительству еще и давний осведомитель Охранного… Пример далеко не единственный. Архивы и картотеки удалось сжечь далеко не все, и победители из многих революционных партий узнали немало интересного об иных своих соратниках по борьбе…