Нет, университет мы открыли. А нужен – политехнический институт. Пока что в единственном вузе лишь введен факультет естественных наук. Только пока студенты выучатся, пока овладеют специальностью, времени пройдет немало. Пришлось в очередной раз воспользоваться западными учеными. Пока мы воевали, основывали город, строили предприятия, налаживали связи, создавали флот и армию, в Курской губернии активно велись розыски. Все делалось тайно. Зачем объявлять раньше времени?
Сибирскую нефть мы изначально решили отдать потомкам. Нам жидкое золото пока без надобности. Да и вообще, Сибирь – дело будущего. А вот металлы необходимы прямо сейчас. Демидовы монополизировали добычу. Дерут дорого, доставка сложна… Потребности же растут непрерывно, одна железная дорога потребует столько, что ни о каком железе на продажу речи нет.
Мне новость была приятна стократ. Экспедицию финансировали мы, следовательно, доход в некой части тоже пойдет нам. Деньги лишними не бывают. Формально я богаче любого князя с бесконечной родословной, фактически же все средства постоянно вертятся то в одном проекте, то в другом. В производство постоянно вкладывать надо. А уж в расширяющееся…
И, главное, трудно ждать быстрой отдачи. Если что спасало, так только торговля. Переложить хлопоты на посредников – и прибыль резко упадет. Крутись, как пресловутая белка в пресловутом колесе… А тут еще железная дорога, без которой никуда…
Посыльный поручик нашел меня в гавани, где я следил за погрузкой на судно пары отсылаемых в Туманный Альбион электромобилей. В общем-то бесполезное транспортное средство неожиданно вошло в моду у аристократов, и им было глубоко наплевать, сколько стоит изделие и насколько часто его необходимо ставить на зарядку. Если уж в двадцать первом веке машины с электромоторами остались лишь забавой, то что говорить о веке восемнадцатом, где они были откровенно преждевременными?
Вопрос престижа. Какому-нибудь герцогу или влиятельному графу просто стыдно не иметь в распоряжении самобеглый экипаж. А что на нем далеко не уедешь и скорость лишь ненамного выше торопливого пешехода, так на то и вельможи, чтобы кататься из одного дворца в другой. Для поездок за город есть обычные кареты.
– Вас цесаревич…
В отсутствие главных лиц весь присоединенный край Петр оставил на сына. Больше было не на кого, раз даже генерал-губернатор Меншиков привычно собрался в поход с его величеством. Он да Брюс в качестве начальника артиллерии. Благо никакого конфликта монарха и наследника не имелось, Алексея воспитывали мы, и он совсем не походил на явленный в нашем будущем образ отцененавистника.
– Что хоть случилось? – никаких новомодных штучек, мы мчались ко дворцу на обычной карете.
– В Польше опять бардак, – поведал мне поручик.
– Разве там бывает иначе? Паны в очередной раз решили сместить Августа?
– Так точно. От него к нам прибыл Карлович. Думал застать государя еще здесь, но…
Медленно ездят гонористые мужи. Или это Петр быстро скачет? Ему-то все быстрее да быстрее. Истинно русский человек – если верить не родившемуся еще Гоголю.