– Выбери четыре-пять книг и найди айпод и мой телефон. Мы возьмем их, даже если у них кончилась зарядка. И не забудь свой БарБарБраво. Он тоже пойдет с нами.
Затем она открывает шкаф в ванной.
Так, успокойся, говорит она себе. Что нужно взять? Сначала для Сигрид. Зеленая бутылка жидкого парацетамола, капли в нос, лейкопластыри, цинковая мазь, зубная щетка, два тюбика зубной пасты «Бамсибэар»… ох, что же еще… Соберись, приказывает она себе. Затем Айрис выбирает кое-что для себя, пытаясь вспомнить, сколько дней осталось до месячных. Ничего не идет на ум. Она берет пачку прокладок на всякий случай и аптечку. Кидает все это в полиэтиленовый пакет и выходит в гостиную, где Сигрид раскладывает вещи по сумкам. Моя дорогая девочка, думает она. Моя любимая дорогая девочка.
– Куда мы пойдем? – деловито спрашивает Сигрид.
– Пока никуда, но я хочу быть готовой на случай, если нам придется срочно покинуть квартиру.
Звучит не слишком обнадеживающе.
Айрис прикусывает губу. Иногда она забывает, что Сигрид всего шесть лет и день рождения у нее был только на прошлой неделе. Они накрыли стол в гостиной. Сначала планировали организовать пикник на природе, но дождь помешал. Пара праздничных ленточек до сих пор свисает с потолка. Все ее друзья из «Маленьких Фазанов» пришли к ним в гости, это был их последний праздник перед наступлением лета, и осенью у них должен был начаться первый учебный год в большой школе.
– Что случилось? – спрашивает Сигрид.
– Ничего, – отвечает Айрис и пытается улыбнуться. – Мне очень грустно, что тебе приходится проходить через все это.
Сигрид отводит глаза и начинает еще активнее раскладывать вещи по сумкам. Айрис видит айпод и свой телефон, лежащий на полу, и замечает, что Сигрид даже взяла зарядники и свои «умные» часы, хотя Айрис не просила ее. Жаль, что от всего этого добра сейчас никакого проку, ведь связи нет.
– Я просто хочу, чтобы папа был с нами. Нас должно быть трое, верно? – спрашивает Сигрид.
Айрис закрывает глаза.
– Да… да, но нам придется смириться с тем, что он больше не с нами, – говорит она.
За окнами снова слышатся выстрелы, и Айрис выходит в гостиную, чтобы посмотреть, что происходит. Она ненавидит себя за то, что оставляет Сигрид одну, наедине с ее мыслями, но ничего не может с собой поделать.
Она стоит у открытого окна и осторожно выглядывает на улицу.
Снова наступает тишина. В этот момент к ней подходит Сигрид, и Айрис прикладывает палец к губам, чтобы она не шумела, а затем манит ее к себе. Она думает, что вдвоем они услышат больше, чем она одна.
– Кажется, мне снова что-то послышалось, – тихо говорит Айрис. – Не стрельба, а что-то другое.
Они стоят вместе и рассматривают окрестности, как вдруг Айрис приходит в голову неожиданная мысль. Она в последний раз стоит у этого окна. Больше они не будут здесь жить. Город разрушен. Дома останутся, но вся жизнь из них уже ушла.
– Во-от, – говорит Сигрид. – Слышишь?
Айрис выпрямляется и, замерев на месте, прислушивается. Она медленно наклоняется вперед, стараясь оставаться незаметной с улицы. Там кто-то есть.