Инженеры, конструкторы, технологи, химики, экономисты, высококвалифицированные рабочие всех специальностей, без различия пола и возраста, шли в бригады, где приступали к общей для всех работе: разгрузке складов или станков из вагонов, прибывших из Москвы.
На разгрузке оборудования требовались умение и сноровка такелажников. В эти особые бригады, возглавляемые опытными техническими руководителями, назначались мужчины, главным образом молодые, сильные, со знанием основных приемов такелажного дела. Возникали ударные стахановские бригады, которым поручалась наиболее ответственная работа по разгрузке тяжелых станков, таких, как карусельно-токарные, типа Буллард – расточные, тяжелые фрезерные и др.
Хорошо, с подъемом работали бригады кузовщиков, сборщиков, деревообделочников и др. Большая часть бригад освобождала пакгаузы от грузов ГТУ. Здесь работали и женщины. Приходили добровольцы – члены семей. Тяжелые слитки металла, ящики каучука и другие материалы грузились в вагоны и отправлялись дальше, в глубокий тыл.
Работали главным образом по принципу выполнения «урока»-задания. Выполнишь «урок» – уходи домой, когда бы ни окончил. Первые дни плохо было с организацией горячего питания. На обед рабочих приходилось возить на грузовых машинах в две столовые города, специально отведенные для автозаводцев. В первое время возникали очереди, качество обедов было невысокое, что вызывало недовольство рабочих.
Небольшую часть рабочих ударных бригад удалось прикрепить к столовой ГТУ, где питание было немного лучше.
К счастью, среди грузов комбината питания Московского завода оказался целый вагон гороха и чечевицы. Этот вагон был хорошим подспорьем. В столовых на первое варили жидкий гороховый суп и на второе – пюре из гороха или чечевицы. Довольно долгое время горох, чередовавшийся с картошкой и пшеном, являлись неизменными блюдами в меню.
Механизация на погрузке и разгрузке первое время отсутствовала. Все погрузочно-разгрузочные операции производились вручную. Иногда удавалось работать на двухколесных тележках ГТУ. Но так как тележек и носилок зачастую не хватало, то тяжелые слитки металлов весом около 5 пудов перетаскивались из складов в вагоны на плечах. Шло своеобразное соревнование: кто скорее погрузит вагон. Отличившимся бригадам выдавались талоны на дополнительное питание.
Радио приносило из Москвы радостные вести – немцев громили на полях Подмосковья. Наша доблестная Красная Армия развеяла легенду о непобедимости немецко-фашистской армии. Но до окончательной и полной победы было еще далеко. Слишком глубоко проник враг на территорию нашей страны.
Нужно было развертывать общенародную широкую помощь фронту и вклад автозаводцев в это дело был крайне важным. В бригадах работали круглосуточно. Некоторые составы с оборудованием пришлось разгружать на станции Киндяковка, при лютых морозах. Здесь день и ночь горели огромные костры, при их свете группы людей с криками «Взяли! Взяли!» тянули за толстые веревки самодельные сани со станками, снятыми с железнодорожных платформ, и сталкивали в сторону от путей. Надо было освобождать фронт разгрузки. Другая часть помогала, подталкивая сани сзади ломами.