В его словах звучала твердая уверенность в победе.
– Раздетых, разутых, полуголодных не одолели, а теперь не то… Скоро побегут. Мы поднимем еще огромные силы, и враг будет уничтожен, – говорил Ока Иванович.
Чуть свет мы тепло прощаемся с Окой Ивановичем и уезжаем по направлению к Ульяновску. Впереди села Крестниково, Шумовка, Шеевка. Этот этап был едва ли не самым трудным. Днем жирный чернозем на дорогах обволакивал колеса машины тяжелой черной подушкой. Наш славный ЗИС-101 изнемогает: вода в радиаторе кипит; с частыми остановками, на первой скорости, с перегретыми моторами машины еле движутся. Непрерывно очищаем задние скаты от грязи.
Наконец, вдали показались окраины большого города. Кое-где дымят заводские трубы. Слышатся голоса: «Ульяновск, товарищи». С каждым оборотом колес Ульяновск все ближе и ближе. Приближается город, где родился, рос и учился родной Ильич.
К вечеру машины въезжают на мощенную булыжником и частично асфальтированную улицу Маркса. Каменные двух- и трехэтажные старинной постройки дома со следами лепки на карнизах. Направляемся к городской гостинице, где обосновалось заводоуправление будущего Ульяновского автозавода.
В гостинице уже находились приехавшие накануне директор завода Шварцбург, главный инженер Лялин, главный технолог Петрикин, главный конструктор Шапошник, начальник технологического отдела Крылов.
Нас размещают на третьем этаже в большой комнате, сплошь уставленной кроватями. Видно к приезду автозаводцев уже готовились. Приводим себя в порядок: моемся, бреемся и пр. В тот же вечер у директора организационное совещание, на котором получаю назначение – быть начальником работ на площадке завода. На работу – утром 20 октября. В одном здании с гостиницей помещается областной драматический театр. Нам любезно предлагают бесплатно билеты на концерт, который давала какая-то гастролирующая в Поволжье труппа. Несмотря на усталость, любопытство берет верх – идем.
Первая ночь в Ульяновске. Завтра первый день работы, за которым потянутся трудовые будни, может быть, на многие годы.
Завтра на площадку. Начинается новый этап трудовой жизни каждого москвича-автозаводца.
Что же представляла собой площадка, на которой должны были разместиться все цехи механосборочного производства Московского автозавода?
В 3 км от центра города на обрывистых высоких холмах по левому берегу Волги ряды низких одноэтажных пакгаузов. Протяженность этих пакгаузов равна примерно 1 км. Внизу от подножья холмов, вплоть до берега Волги, расстилается широкая заливная пойма. Вид вниз на Волгу и на заволжские дали – превосходный! Пакгаузы расположены в два ряда и разделены мощеной дорогой. Слева от проходной будки 8 отапливаемых пакгаузов. Они имели кирпичный остов стен высотой до 2 м. На этом кирпичном цоколе крепились деревянные стены. Во втором ряду, вправо от входа, 10 деревянных, неотапливаемых пакгаузов. Каждый из 18 пакгаузов имел площадь, равную 4 тыс. кв. м. Общая их площадь была равна 72 тыс. кв. м. Кроме того, ГТУ должно было передать нам два каркасных дома для пожарной команды и котельную.