×
Traktatov.net » По местам стоять! » Читать онлайн
Страница 99 из 134 Настройки

И когда началась операция «Багратион», немцам спешно пришлось перегруппировывать силы, перебрасывать технику и личный состав с других участков.


Андрей вернулся с курсов СМЕРШ в марте. Обучение дало неожиданный результат, его повысили в звании до капитан-лейтенанта. Офицеры СМЕРШа носили ту форму и эмблемы, которые имели до службы в контрразведке. Например, танкист носил форму армейскую, цвета хаки и в петлицах танки. А Андрей – форму морскую и согласно званию именовался по-флотски, капитан-лейтенант.

По всему чувствовалось – скоро начнётся наступление. На Кубань прибывали свежие части, активно завозили топливо, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Подвоз осуществлялся для скрытности либо ночью, либо в дневное время, но под сильным авиационным прикрытием, чтобы самолёты-разведчики не засекли повышенную активность. Всё же немцы что-то подозревали, активизировалась их разведка, стали чаще забрасываться в наш тыл разведгруппы. Но качество их подготовки ухудшилось, у немцев цейтнот. А ещё среди пленных, из которых производился отбор, уже не было таких пораженческих настроений. Пленные надеялись, что их освободят, и пачкать себя предательством не хотели. Были, которые соглашались, причём держали камень за пазухой. Полагали, что после переброски в наш тыл пойдут в контрразведку и сдадутся. Как вариант – отсидеться до конца войны на каком-нибудь хуторе. Немцы документы делали добротные, зачастую даже инвалидность, чтобы в Красную армию не призвали.

По возвращении в свой отдел дел навалилось много. Наш радиоотдел фиксировал выходы радиостанций в ближнем и дальнем тылу. Причём рации разные и места выхода менялись. У каждого радиста свой «почерк» и опознать его труда не составляет для опытного уха. Дальний тыл – это забота ГУКР СМЕРШ, НКВД. А территория дислокации флотских частей берегового базирования – это уже епархия СМЕРШ флота. Всего в ближнем тылу проявили себя три радиостанции. Перед наступлением они могли сообщать врагу важные сведения о сосредоточении войск, расположении складов. Последующие бомбардировки люфтваффе могли сорвать сроки наступления. Начальство «озадачило» оперативный состав. И не только их. Радиоотдел должен был запеленговать места выхода. К этому времени уже в органах контрразведки появились пеленгаторы на автомашинах, но в недостаточном количестве для точного указания места. Предположительный район пять на пять километров, иногда больший квадрат. Радист после радиосеанса на месте сидеть не будет, постарается как можно быстрее покинуть район. Спрятал рацию в укромном месте, и ты уже мирный житель. Но после нескольких неудач радиоотдел нанёс на карту места выхода. Получалось – поблизости от железнодорожной линии Тихорецк – Краснодар. Сразу напрашивался вывод – наблюдатель или наблюдатели следили за перевозками, а потому жили поблизости от железной дороги или работали на ней. Самый удобный вариант для разведчика. Но на железной дороге работают тысячи – вагонники, обходчики, паровозные бригады, стрелочники, дежурные по станциям, слесари, мазутчики, да всех не перечислить. И каждый может оказаться предателем.