×
Traktatov.net » По местам стоять! » Читать онлайн
Страница 114 из 134 Настройки

Приказ был вызван тем обстоятельством, что после спешного бегства немцев и румын из города начались грабежи и убийства. С отступлением немцев с Кубани вместе с ними в Крым ушли дезертиры, пособники, предатели, да и просто уголовное отребье, выпущенное немцами из тюрем. Бежали в Крым не только с Кубани, но и с Северного Кавказа. При наступлении Красной армии не все немецкие и румынские военнослужащие успели эвакуироваться. Многие тысячи их попали в плен, о пособниках и карателях никто не думал, и все они остались на Крымской земле. Ситуация усугублялась тем, что на руках у отребья и населения осталось много оружия. По ночам вспыхивала стрельба.

Стараясь избежать заслуженной кары, нацистские пособники по чужим документам устраивались в советские учреждения, даже в Красную армию.

Для пресечения преступлений из бывших партизан в милицию Крыма было призвано и направлено триста человек. А на руководящие посты были направлены более пятисот коммунистов из многих областей страны.

Пожалуй, первостепенным было восстановление работы транспорта, особенно железных дорог. С помощью населения перешили железнодорожную колею на широкий советский стандарт. Бойцами ГУВВР (управление восстановительных работ) были созданы временные мосты вместо взорванных и уже на одиннадцатый день после освобождения Крыма в Симферополь пришёл первый грузовой поезд.

С ним и был связан эпизод, повлекший целую операцию. Поезд привёз грузы для восстановления промышленных предприятий и доков. Цемент, металлический прокат, строевой лес. Обратно в теплушках должны вывозить призывников. Андрей сидел в трофейном «Опеле», когда мимо проходила колонна новобранцев. Мужчины разных возрастов, с котомками за плечами. Вдруг мелькнуло знакомое лицо. Память у Андрея отличная. Видел он этого человека! Начал припоминать. Так это же Петриков, дезертир, который предъявил ему при проверке липовую справку о ранении. Андрей выскочил из машины, скомандовал водителю:

– С личным оружием за мной!

У Виталия карабин образца 1944 года, фактически укороченная трёхлинейка и без штыка.

Колонна призывников уже к станции подошла. На всех одежда практически одинакового тёмно-серого цвета. Или поношенные пальто, или телогрейки. На перроне построились для переклички. Начальник колонны выкрикивал фамилию, призывник отзывался. Андрей стал за строем, прислушивался. Но фамилия Петриков так и не прозвучала. Или лицом обознался, или фамилию сменил. Вот-вот начнётся посадка в теплушки и тогда всё, уйдёт дезертир. Андрей подошёл к начальнику, попросил отойти в сторону, предъявил удостоверение.

– Задержите посадку минут на десять.

– А в чём дело?

– Есть подозрение, что в колонне преступник.

– Даже так? Хорошо, но не более четверти часа.

Андрей пошёл вдоль строя. Колонна по четыре человека в ряд, длинная, не менее полутысячи бойцов, по численности – батальон. И уже миновал дезертира, ибо тот слегка изменил внешность – подстрижен «под ноль» и усы отрастил. Но всё же он.

– Выйти из строя. Фамилия?

– Стригунов.

– Документы!

Андрей поданный паспорт смотреть не стал, сунул в карман гимнастёрки, подозвал водителя.